«Экологическое воспитание на логопедических занятиях». Часть 2

Расширяя представление о природе на логопедических занятиях, логопед старается воспитывать у детей гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой. На занятиях с ребятами в процессе изучения лексических тем мы обогащаем речь прилагательными, эпитетами, сравнениями; воспитываем эстетические чувства к родной природе; формируем осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам; учим детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы на экологические темы.

Хочу поделиться некоторыми методами и приемами, которые использую в работе с детьми для развития творческой продуктивности через экологическое воспитание.

Экологические минутки.

Решаются речевые задачи:

- развивать самостоятельность мышления и гибкость ума;

- совершенствовать монологическую речь детей;

- поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.

Например, «Почему деревья белые?». Исправить ошибки и обосновать:

«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы в сад, посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья, будто снегом покрыты – белые стоят. Кто догадается, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?»

Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт, а это возможно осуществить в игровой и доступной для детей форме.

Экологические сказки.

Цель – развитие детской фантазии.

Например, «Как человек Огонь и Воду помирил», «Волшебное пёрышко», «Путешествие капельки».

Реклама.

Цель – развитие образного мышления.

Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу, ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности.

Например, ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания: «Я белочка, живу в лесу. У меня крепкие зубки, с их помощью я очень легко грызу кедровые орешки, в которых много полезного для того, чтобы я смогла выжить лютой зимой».

Дидактические игры.

Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи, часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют умению играть вместе.

Например, «Меню для белки»:

Завтрак – стакан малинового сока и каша из кедровых орехов;

обед – грибной суп, котлеты с листьями крапивы и компот из черники;

ужин – творог из ореховой пасты и чай из зверобоя и мяты.

Все меню детей склеиваются в книгу: «Лесные рецепты».

Например, «Гимн природе»:

Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме. Дети могут быть травинками, осенними листочками, капельками дождя.

Сочинение загадок, стихов.

Цель – развитие звучности рифм.

Например, у нас получились вот такие загадки:

Ходит, но не человек.

Летает, но не самолет.

Каркает, но не ворона. (Галка.)

Зеленая, как трава. 

Мохнатая, как медведь.

Колючая, но не кактус. (Ель.)

Рифмовки.

Цель – развитие словесного творчества детей через рифмовки.

Рифмовки – это, как правило, стихотворение, состоящее из 4-6 строк. Они создаются группой детей, где ведущую роль играет логопед.

В процессе составления стихов у детей не только развивается словесное творчество, они учатся делать выводы, заботиться о своем здоровье, своих близких, «пернатых друзьях».

Например, «Жила-была прозрачная сосулька»

Жила-была прозрачная сосулька

Была она твердая, как пулька.

Подошел к ней мальчик и сбил,

И себе он в рот положил.

А потом мальчик заболел.

И Айболит к нему прилетел.

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы. После рассматривания картины «Птицы зимой» – появились новые рифмовки о зимующих птицах, зимних явлениях.

Например, «Жило-было ветвистое дерево»

Жило-было ветвистое дерево

Весной и летом было оно зелено. 

Но когда оно с зимой подружилось,

Наше дерево от листочков освободилось,

Наблюдения.

Решаются речевые задачи:

- уметь выстраивать диалог;

- уметь излагать свои мысли;

- совершенствовать монологическую речь детей;

- осознавать грамматические формы и правильно их использовать.

Общение с детьми построено на принципах сотрудничества и взаимоуважения. Логопедические занятия стараюсь проводить:

- с привлечением сказочных персонажей. Например, занятия по теме: «Лес» мне «помогал» проводить сказочный Лесовик, по теме «Озеро» – Водяной, по теме «Животные» – покровительница животных – богиня Фауна, по теме «Растения» – покровительница растений – богиня Флора;

- с использованием разнообразных наглядных пособий: картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал;

- с использованием художественной литературы: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки. Ведь именно в художественной литературе содержится полезный и богатый познавательный материал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствуют обогащению их словаря.

Речевая среда для ребенка является миром общения и мышления, и главная роль в этом мире речевой культуре отдается взрослому. Именно от него зависит не только речевые возможности ребенка, но и отношение к окружающему миру, познавательные способности и представления о себе.

Меркулова Анна Сергеевна,

учитель-логопед

Комментариев нет:

Отправить комментарий