Конспект НОД по экологии по теме: «Всемирные дни наблюдения птиц»

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на перелётных и зимующих

Задачи:

Уточнить и расширить представление детей о птицах: их внешнем виде, строении, образе жизни, среде обитания; Развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия: в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи;  Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: Наблюдения за птицами на участке детского сада, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций, чтение произведений о птицах, знакомство с пословицами, стихотворениями о птицах, разгадывание загадок.

Оборудование: Конверты с загадками и заданиями к играм «Четвёртый лишний»; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц; картинка снежинки и листочка; карточки с изображением строения птиц, их сходством и отличием; круги разного размера для классификации птиц.

Ход занятия:

Воспитатель: Мы в окошко поглядели, повернулись и друг другу улыбнулись.

Дети, сегодня к нам в детский сад прилетела Божья коровка и принесла с собой письмо (педагог достаёт из конверта письмо). Ребята, здесь загадка для вас:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла...

Прилетит - плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это - ... птица

На доску выставляются картинки с разными птицами.

Воспитатель: Наша Божья коровка встречает разных птиц и хочет с ними подружиться, но ничего про них не знает. Давайте ей поможем и расскажем об этих интересных обитателях нашей земли.

Воспитатель: Где мы можем увидеть птиц?

Воспитатель: Чем похожи птицы? Что есть у всех птиц?

Дети: Крылья, клюв, перья, яйца, голова…

Воспитатель: (Выкладывает картинки) Чем отличаются?

Дети: Размером, окраской, формой клюва, хвоста, чем питаются.

Воспитатель: А почему клюв у птиц разный?

Дети: Потому что они бывают насекомоядные и  зерноядные

Воспитатель: А всех ли птиц, которых вы назвали, мы можем видеть круглый год?

Воспитатель: Как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? Дети: Зимующие

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму?

Дети: Перелётные

Воспитатель: Значит всех птиц можно на  ….?

Дети: Разделить на зимующих и перелётных

Воспитатель: Как выдумаете, почему перелётные птицы улетают от нас на зиму?

Воспитатель: А почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, знаете ли вы перелётных птиц и зимующих. Я предлагаю вам  разделить птиц , которые на доске на две группы и поместить зимующих птиц под снежинку, а  перелетных под листочек.

Дети по очереди подходят к доске и выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием!

Ребята, а расскажите  Божьей коровке, что делают птицы когда возвращаются домой после зимы?

Дети: Они вьют гнёзда

Воспитатель: А для чего птицы вьют и строят гнёзда?

Дети: Для того, чтобы выводить птенцов.

Воспитатель: Хорошо. Наша Божья коровка приготовила для вас игру, хотите поиграть с ней?

Игра: «Четвёртый лишний»

Воспитатель называет несколько слов, дети внимательно слушают и говорят что в этом ряде слов лишнее и объясняет почему.

Например: Ворона – дятел – кукушка – бабочка. Здесь лишняя бабочка, потому что она насекомое, а остальные – птицы.

Игра: « Чьё гнездо?»

К картинке с изображением птицы дети должны подставить картинку с ее гнездом и пояснить.

 Например:

Грач (гнездо). Чьё это гнездо? (Грачиное)

Журавль ( гнездо в траве около болота). Чьё это гнездо? (журавлинное)

Скворец (скворечник). Где свил скворец своё гнездо? (Скворец построил своё гнездо в скворечнике)

Ласточка (гнездо). Где стороит ласточка своё гнездо? (Ласточка строит своё гнездо в над окном (под крышей) дома)

Соловей (гнездо). Чьё это гнездо? (Соловьиное)

Воспитатель: Молодцы, а какая птица не строит гнезда и не высиживает яиц?

Дети: Кукушка  ( выставляется картинка)

Воспитатель: Ребята,  теперь посмотрите на своих птиц и назовите их детёнышей

Игра: «Назови птенца»

Грач – грачонок – грачата; журавль – журавлёнок – журавлята; скворец – скворчонок – скворчата; кукушка – кукушонок – кукушата.

Физминутка: Подвижная игра «Сова».

С одной стороны площадки место для «маленьких птичек". В стороне начертан круг — "гнездо совы". Выделенный ребенок — "сова" встает в гнездо. Остальные дети — " маленькие птички " встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "День" «маленькие птички» летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "Ночь" быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "День" сова возвращается в свое гнездо, " маленькие птички " начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 – 3добычи. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.


Воспитатель: Ребята, а теперь давайте пригласим нашу Божью корвку прогуляться по территории детского сада, посмотрим какие же птицы обитают у нас и раасскажем ей что мы о них знаем

Прогулка по территории. Дети составляют рассказ об увиденной птичке

Примерный описательный рассказ: Эта птица называется ……. Она перелётная ( не перелётная). Тело покрыто перьями ….. цвета. Есть два крыла, значит она умеет летать. Ещё у нее есть клюв, лапы, хвост. Грудка … цвета. Хвост похож на вилочку. Он раздвоен. Она создает себе гнездо … и высиживает птенцов.

Воспитатель: Дети, вы сегодня порадовали меня своими ответами. Вы много знаете о зимующих и перелётных птицах; интересными были ответы на вопросы; умеете слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку  и попрощаемся с нашей Божьей коровкой.


Комментариев нет:

Отправить комментарий