«Роль музыки в экологическом воспитании детей»

Музыкальный руководитель: Трескина Елена Владимировна

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема стала особенно острой и приняла огромные масштабы. В современных условиях перехода общества к рыночной экономике назрел кризис нравственности. А ведь экология и нравственность взаимосвязаны, поэтому вопросы экологии рассматриваются во взаимосвязи с нравственным воспитанием.

В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели науки и просвещения: К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Я.А. Каменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, С.Т. Щацкий. Они не мыслили организацию здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.

Экологическое воспитание в детском саду.

Концепция дошкольного воспитания определяет одним из приоритетных направлений в становлении базиса личностной культуры ребенка формирование его отношения к природе.

Через природу ребенок приобщается к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них – познавательная ценность: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычисляет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер.

Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.

Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникает ее красотою, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и одушевляет их. Условием для этого служит любознательность ребенка, которая направляется взрослым к объектам все более-более сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый дает каждому ребенку почувствовать себя “ответственным лицом”, причастным к происходящему.

В результате формируется начало экологического сознания.

Исследования психологов (в частности исследования А. Н. Леонтьева) показали, что дети дошкольного возраста могут правильно взаимодействовать с окружающей средой эмоционально и действенно. Это взаимодействие определяется экологическим сознанием. Однако, прежде чем остановиться на понятии экологического сознания, необходимо дать определение сознания в общем. Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности. Благодаря сознанию человек способен рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его и думать о будущем, разрабатывая планы, программы.

Экологическое сознание формируется на основе познания законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы. Главная цель экологического воспитания – это формирование экологической культуры, в которую и входит экологическое сознание.

Значение музыки в экологическом воспитании.

Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее важной, чем развитие умственных способностей. От чувств и эмоций зависит отношение ребенка к окружающему миру, а значит и формирование ЭС. “Годы детства – это прежде всего воспитание сердца” (В. Сухомлинский).

Экологическое воспитание дошкольников без “воспитания сердца” невозможно. На помощь здесь приходит музыка. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее. Дети должны слушать красивую музыку. Это породит красоту человеческого духа, человеческих чувств, мыслей. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе. Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора Бетховена: “Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи?- Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не встанут предо мной в виде нот”.

Чтобы более полно использовать музыку в экологическом воспитании, необходима продуманная система обучения и воспитания, а также создание условий, учитывающих возрастную психологию и педагогику.

Формы работы с детьми.

Музыкальные занятиях

В своей работе я использую разные виды музыкальных занятий: комплексные, тематические, интегрированные, доминантные, обычные. Занятия часто проводятся в виде путешествий, сказки.

При организации занятий важно учитывать следующие моменты:

1. Познание объекта природы начинается с наблюдения, которое проводит воспитатель или эколог. Затем эти наблюдения дополняются прослушиванием музыки, художественным словом, картинами, образными движениями (“Падают снежинки”, “Ходит котик”). Таким образом, музыка выступает как эмоциональный помощник, дополняет, уточняет увиденное детьми.

2. Необходимо обращаться к одной и той же теме несколько раз. Это способствует развитию детского внимания и сохранению устойчивого интереса к одной теме. Сформировать внимательность у детей за один раз невозможно.

3. Сезонные явления в природе ярче, образнее воспринимаются на музыкальных занятиях. Слушание музыки и стихов о природе – полезные элементы экологического воспитания ребенка. Дети более эмоциональны, чем рациональны, а музыка и поэтическое слово непосредственно воздействуют на их эмоции. Следовательно, при помощи музыки маленькому человеку легче объяснить, что все растущее и движущееся вокруг нас – живое, требующее к себе бережное отношение (см. Приложение 3).

4. При выборе материала (как музыкального, так и экологического) для занятий я прежде всего исхожу из привлекательности этого материала для ребенка и только потом перехожу к его значимости, так как иначе привлечь внимание дошкольников практически невозможно. Весь материал должен быть доступен детскому пониманию и усложняться постепенно (см. Приложение 4).

5. Экологические музыкальные занятия представляют собой совместную деятельность воспитателя, эколога, методиста, преподавателя изо, инструктора по физо. и музыкального руководителя.

6. Музыкальное воспитание и развитие не являются самоцелью в детском саду. Это лишь средство развития потенциальных возможностей детей. Поэтому разные виды музыкальной деятельности следует вводить в интегрированной форме в другие занятия, другие виды детской познавательной деятельности, направленной на формирование ЭС (Концепция многоцелевого и многоаспектного воспитания).

В большинстве случаев музыка используется на других занятиях в виде слушания, поэтому рассмотрим данный вид музыкальной деятельности подробнее. У дошкольников преимущественно развито наглядно-образное мышление, непроизвольное по характеру и мало по объему запоминания с неустойчивым вниманием. Поэтому наряду со слушанием музыки нужно использовать другие виды деятельности, что составляет основу комплексных занятий по принципу тематизма.

Вариативность: слушание – движение

слушание – игра

слушание – пение

слушание – детский оркестр

слушание – рисование

слушание – рассказ

слушание – наблюдение

слушание – стихи

слушание – творчество детей

слушание – труд в природе

Создавая настрой на слушание, общение с детьми должно быть доброжелательным. Необходимо проявлять интерес и уделять внимание индивидуальной интерпретации музыки. “Слово о музыке” должно быть продумано, деликатно. Оно должно нести информацию, быть кратким, ярким, образным. Если глаза ребенка “потухли” следует завершить слушание музыки, перейти к другому виду деятельности, ведь только так можно поддерживать устойчивый интерес дошкольника. Эта особенность учитывается в “Методе проектов”.

”Метод проектов” в формировании экологического сознания детей.

Основоположником “метода проектов” является американец В. Кильпатрик. Специфика метода заключается в:

взаимодействии ребенка с окружающей средой, природой;

совместной деятельности педагога и ребенка;

опоре на опыт ребенка и формировании этого опыта;

опоре на детские интересы и потребности;

погружении ребенка в определенную тему или проблему.

Для того, чтобы лучше разобраться в данном методе, обратимся к следующей схеме:

Проект

Восприятие природы Деятельность детей Творчество

Экскурсии Труд в природе Перенос опыта в другие

сферы деятельности

Наблюдения Изо-деятельность

Эксперименты Игра

Чтение художественной Театрализованная

литературы деятельность

Рассматривание картин Экологические

праздники

Слушание музыки Музыкальные

занятия

Планирование, подготовка проекта, постановка задач – все это решает воспитатель, и только в практической части дети принимают непосредственное участие.

Эти проекты – примеры воспитания ЭС на основе межпредметных связей посредством художественного слова, Изо, музыки, фольклора. Их роль вспомогательна. Главным остаются природоведческие представления и понятия. Работа по проекту чаще всего завершается проведением экологического праздника или развлечения.

Праздники и развлечения.

Значение праздников и развлечений как форм экологического воспитания трудно переоценить. Как показывают многие исследования, гармоничное становление личности ребенка невозможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Для того, чтобы преодолеть расхождения между знаниями детей моральных норм и их реальным поведением, необходимо, чтобы возникло не только понимание той или иной ситуации, но и положительное отношение к событию.

Эмоциональное развитие, “воспитание чувств” детей осуществляется под воздействием взрослых, которые задают ребенку эталон эмоционального отношения к природе.

Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей в комплексе оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т.д.

Важен стиль руководства взрослого, организующего праздники и развлечения для детей. Я продумываю сценарии таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя и зрителем и участником совместной деятельности, смог по ходу праздника проявить самостоятельность, выбрать тот или иной способ действия, поступок, проявить сострадание, желание прийти на помощь тому или иному персонажу.

Экологические праздники и развлечения несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. Важным в таких праздниках является не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр и загадок о природе, сколько включенность детей в переживание событий, осознании экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сказки, отдельного ее эпизода следует вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острое желание помочь героям, решить возникшую проблемную ситуацию.

Проживание ребенком событий является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных ситуациях. На праздниках ребенок действует в коллективе сверстников. Здесь он проявляет свои способности, самоутверждается, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами.

На экологических праздниках мной широко используются викторины и кроссворды в занимательно-игровой форме. Они вплетаются в сюжет праздника. Использовать их можно только в старшем дошкольном возрасте, так как они предполагают достаточно высокий уровень интеллектуального развития детей.

Готовясь к праздникам и развлечениям, я продумываю оформление зала, дидактический материал, организацию неожиданных игровых ситуаций, способы активизации и поощрения детей. Важную роль в своей работе я отвожу разучиванию материала к празднику с детьми. Желание детей выступать на празднике, играть главную роль ведет к тому, что у детей возрастает интерес к разучиваемому материалу, а многократность повторения песен, движений, сценок ведет к более полному осмыслению экологических проблем и знаний. Эмоциональная окраска всего происходящего делает эти знания более долговременными.

При составлении сценариев экологических праздников я часто опираюсь на материал русского-народного творчества, т.е. на фольклор. Русский фольклор отражает поэтический образ природы, воспевает красоту лесов, полей, рек. Все это прекрасно окрашивается музыкой.

Хочется отметить, что праздник это общение и детей, и взрослых, светлое, радостное, очень эмоциональное общение, где все участники. Приобщать к праздникам следует всех сотрудников детского сада, выпускников и родителей.

Работа с родителями.

Учитывая тот факт, что родители являются основным авторитетом для ребенка, необходимо сделать их своими союзниками и единомышленниками, способными оказать неоценимую помощь в процессе экологического воспитания.

В детском саду собран богатый опыт работы с родителями по совместному экологическому воспитанию детей. Нами используются следующие формы работы:

1. Просветительно – коррекционная. Собеседования.

2. Консультации всех видов.

3. Оформление письменной информации.

4. Серия советов “Витамины на всю зиму”.

5. Привлечение родителей к созданию пособий по экологии, костюмов животных и насекомых к экологическим сказкам.

6. Проведение экологических фольклорных праздников и развлечений.

7. Совместные экскурсии в лес, на природу.

8. Создание фильмов по временам года. Видеозаписи родной бурятской природы.

9. Выставки детских рисунков, конкурсы совместно с родителями.

10. Экологические газеты.

11. Выступления на родительских собраниях.

12. Поделки из природного материала.

13. Знакомство родителей с экологической литературой.

14. Совместная подготовка к праздникам, выступлениям, конкурсам.

15. Выступление родителей на праздниках.

Эффективной формой работы с родителями является праздник, особенно в настоящее время, когда большинство семей сталкивается с социально – экономическими трудностями и живут в состоянии постоянного стресса, хронического недовольства. На экологическом празднике:

встречаются и общаются дети, родители и педагоги;

проводятся игры, викторины, конкурсы, сценки с экологическим содержанием, поются песни о природе, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке;

ребенок получает социальный опыт общения с родителями и другими взрослыми;

родители видят своего ребенка на фоне других детей, соотносят свои действия с действиями других родителей;

родители знакомятся с практическими приемами работы педагога в той или иной ситуации (разрешает конфликт между детьми, инструктирует ребенка для выполнения задания);

родители имеют возможность почувствовать очарование детства, получают опыт полноценного взаимодействия со своим ребенком, все эмоции переживают вместе, ощущают рядом друг друга.

Необходимо отметить, что педагог должен показывать личный пример родителям, профессиональную заинтересованность, доброжелательность и тактичность, одинаково искренное отношение ко всем присутствующим. Также педагог должен заранее продумывать свое поведение с трудными детьми, вместе с дошкольниками приготовить приглашения для родителей, во время праздника чаще хвалить детей и их родителей, дарить им грамоты, значки за достижения. После проведения праздников рекомендуется проводить совместные обсуждения с целью накопления опыта.

Музыка занимает значительное место в методике экологического воспитания.

Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими, положительными чувствами, которые вносит музыка. Работа нашего детского сада показала это на практике. Над этой педагогической проблемой работа продолжается. В перспективе в целях экологического воспитания планируется более широкое использование русского народного творчества, многовековой опыт познания народом окружающей природы, способов гармоничной жизни в согласии с ней.

Душа ребенка как растение: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко и семечко проросло. Всем нужна забота и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку. Забота Природы.

Душа ребенка – это росток.

Чтобы из семечка вырос цветок -

Много потратится сил и тепла,

Нежного слова, улыбок, добра!


Комментариев нет:

Отправить комментарий