"Хвойные деревья Бурятии: дышим чистым воздухом вместе!".

 Давайте вместе исследовать мир хвойных лесов Бурятии, их пользу и способы сохранения и обогатим речь наших детей!

Знакомимся с хвойными деревьями 

Не у всех деревьев есть листья. У некоторых листья имеют форму игл. Эти иглы называются хвоя. А деревья – хвойные.

Загадки:

У меня длинней иголки, чем у ёлки. 

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.  (Сосна)

Ее в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)



Сосну обыкновенную называют жемчужиной леса. В Бурятии она занимает 2 место из всех хвойных по занимаемой  площади. Также  растут другие хвойные деревья : Ель сибирская, Пихта сибирская, Лиственница,  Кедр (кедровая сосна).

 Изучаем пользу хвойных лесов – "Зеленые легкие"

Обсудим,  почему хвойные леса  так важны для нашей планеты и,  особенно,  для чистоты воздуха в нашей республике  Бурятия:

•  "Чистый воздух": Объясните, что хвойные деревья – как "зеленые легкие" планеты. Они очищают воздух, которым мы дышим, поглощая вредные вещества и выделяя кислород. "Чем больше хвойных деревьев, тем чище воздух!". 

  Крепко спит елка, а свои зеленые иголки – хвою бережет к весне. Дело в том, что иголочки – хвоинки для ели, сосны, кедра – то же самое, что для других деревьев листья. Приспособились хвойные деревья просыпаться раньше всех деревьев, а засыпать позже, так хвойные деревья уже ранней весной и поздней осенью при плюсовой температуры выделяют кислород, когда  лиственные  деревья в эти периоды года не способны, т.к. листьев нет.

•  "Защитники почвы": Расскажите, что корни деревьев укрепляют почву, защищают ее от разрушения, что особенно важно в горных районах Бурятии.

•  "Дом для животных": Обсудите, что в хвойных лесах живут разные животные (белки, зайцы, птицы), которые находят там дом и еду.

•  "Лекарство от болезней": Объясните, что многие лекарственные препараты изготавливаются из хвойных растений. Расскажите о пользе эфирных масел хвойных деревьев для нашего здоровья.

Как сохранить хвойные леса

 Люди уничтожают хвойные леса,  вырубают, выжигают.

Как восстановить хвойные леса – "Посади свое дерево!"

Поговорим о том, как мы можем помочь восстановить хвойные леса, и зачем это нужно:

•  "Посади дерево": Объясните, что посадка новых деревьев – очень важный способ восстановить леса. Расскажите, что саженцы нужно высаживать в почву, поливать их.

•  "Уход за лесом": Обсудите, что нужно бережно относиться к лесу – не ломать ветки, не мусорить, не разводить костры в пожароопасных местах. "Лес – наш друг, давайте беречь его!".

•  "Почему деревья болеют": Расскажите, что пожары и вредители могут повредить хвойные леса. Как мы можем помочь защитить их от болезней?

•  "Участвуем в акциях": Расскажите про акции по посадке деревьев, в которых вы вместе можете принять участие.


Игры и упражнения для развития речи:

  "Чудесный мешочек": Положите в мешочек шишки, веточки хвойных деревьев. Ребенок на ощупь определяет, что это, и описывает.

Сравните  дерево и человека

- У человека ноги, а у дерева  - …корни.

- У человека руки, а у дерева  - …ветки.

- У человека туловище, а у дерева  - …ствол.

- У человека кожа, а у дерева  - …кора.

Сравните сосну и ель

Хвоинки: у ели короткие, у сосны – длинные. 

у ели на веточке сидят по одной, у сосны – по две.

Шишки: у ели вытянутые, узкие, длинные;

сосновые – округлые.

Ствол: у ели красновато-коричневый, чешуйчатый;

у сосны медно-красный, более светлый.

По стволу ели и сосны часто стекает смола (сок). Она липкая и клейкая.

Стволы деревьев имеют одинаковую высоту (до 50 м)

Ветви: у сосны расположены вверху (ствол внизу почти голый) и растут вверх, от этого леса сосновые светлые;

у ели ветки растут от земли более густые и раскидистые, поэтому еловые леса тёмные.

Хвойные деревья — это настоящие хранители нашего здоровья и благополучия. Их польза для экологии и человеческого организма огромна. Рассказывая детям о значении хвойных растений и проводя с ними время на свежем воздухе, мы не только развиваем их речь, но и прививаем любовь к природе и заботу о планете.

Игра « Маленький-большой»

Ель-ёлочка

Сосна-сосенка

Шишка-шишечка

Ветка-веточка

Хвоя-хвоинка

Иголка-иголочка

Ветка-веточка

«Посчитай»

Одна сосна, две сосны, три сонны, четыре сосны, пять сосен…

Одна ёлка,………

Один сосновый бор,……

Один ельник,…….

«Один-много»

У меня одна ёлка, а у тебя… ( у меня много ёлок)

У меня одна сосна, а у тебя … (у меня много сосен)

У меня одна ветка, а у тебя…. И т. д.

«Назови лишнее»

Ель, берёза, сосна.

Дуб, можжевельник, ёлка.

Клён, пихта, липа, осина.

«Скажи правильно»

Ветка ели - еловая ветка.

Ветка сосны - сосновая ветка.

Шишка ели - еловая шишка.

Шишка сосны - сосновая шишка.

Ствол ели – еловый ствол.

Ствол сосны - сосновый ствол.

Хвоя ели - еловая хвоя.

Хвоя сосны - сосновая хвоя.

Лес с соснами - сосновый лес.

Лес с елями - еловый лес. 

 

Самомассаж с шишками

Шишку в руки мы возьмём и ладошки потрём. 

(Берут шишку между ладоней и катают)

А потом будем играть по спине её катать.

(Поворачиваемся друг за другом)

Катим вверх, потом вниз.

(прокатываем по спине товарища вверх-вниз)

Шишка, шишечка держись.

По спине друга катись.

А потом ко мне вернись.

(поворачиваемся с шишкой в двух руках)

В руку правую возьмём.

(Берут в правую руку)

В руку левую возьмём.

(Берут в левую руку)

И опять в руках потрём.

(Берут шишку между ладоней и катают.)


Помните, что любовь к природе начинается с малого. Обсуждая эту тему с детьми, мы не только развиваем их речь, но и воспитываем ответственное отношение к окружающей среде. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий