Давайте вместе исследовать мир хвойных лесов Бурятии, их пользу и способы сохранения и обогатим речь наших детей!
Знакомимся с хвойными деревьями
Не у всех деревьев есть листья. У некоторых листья имеют форму игл. Эти иглы называются хвоя. А деревья – хвойные.
Загадки:
У меня длинней иголки, чем у ёлки.Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Ее в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Сосну обыкновенную называют жемчужиной леса. В Бурятии она занимает 2 место из всех хвойных по занимаемой площади. Также растут другие хвойные деревья : Ель сибирская, Пихта сибирская, Лиственница, Кедр (кедровая сосна).
Изучаем пользу хвойных лесов – "Зеленые легкие"
Обсудим, почему хвойные леса так важны для нашей планеты и, особенно, для чистоты воздуха в нашей республике Бурятия:
• "Чистый воздух": Объясните, что хвойные деревья – как "зеленые легкие" планеты. Они очищают воздух, которым мы дышим, поглощая вредные вещества и выделяя кислород. "Чем больше хвойных деревьев, тем чище воздух!".
Крепко спит елка, а свои зеленые иголки – хвою бережет к весне. Дело в том, что иголочки – хвоинки для ели, сосны, кедра – то же самое, что для других деревьев листья. Приспособились хвойные деревья просыпаться раньше всех деревьев, а засыпать позже, так хвойные деревья уже ранней весной и поздней осенью при плюсовой температуры выделяют кислород, когда лиственные деревья в эти периоды года не способны, т.к. листьев нет.
• "Защитники почвы": Расскажите, что корни деревьев укрепляют почву, защищают ее от разрушения, что особенно важно в горных районах Бурятии.
• "Дом для животных": Обсудите, что в хвойных лесах живут разные животные (белки, зайцы, птицы), которые находят там дом и еду.
• "Лекарство от болезней": Объясните, что многие лекарственные препараты изготавливаются из хвойных растений. Расскажите о пользе эфирных масел хвойных деревьев для нашего здоровья.
Как сохранить хвойные леса
Люди уничтожают хвойные леса, вырубают, выжигают.
Как восстановить хвойные леса – "Посади свое дерево!"
Поговорим о том, как мы можем помочь восстановить хвойные леса, и зачем это нужно:
• "Посади дерево": Объясните, что посадка новых деревьев – очень важный способ восстановить леса. Расскажите, что саженцы нужно высаживать в почву, поливать их.
• "Уход за лесом": Обсудите, что нужно бережно относиться к лесу – не ломать ветки, не мусорить, не разводить костры в пожароопасных местах. "Лес – наш друг, давайте беречь его!".
• "Почему деревья болеют": Расскажите, что пожары и вредители могут повредить хвойные леса. Как мы можем помочь защитить их от болезней?
• "Участвуем в акциях": Расскажите про акции по посадке деревьев, в которых вы вместе можете принять участие.
Игры и упражнения для развития речи:
"Чудесный мешочек": Положите в мешочек шишки, веточки хвойных деревьев. Ребенок на ощупь определяет, что это, и описывает.
Сравните дерево и человека
- У человека ноги, а у дерева - …корни.
- У человека руки, а у дерева - …ветки.
- У человека туловище, а у дерева - …ствол.
- У человека кожа, а у дерева - …кора.
Сравните сосну и ель
Хвоинки: у ели короткие, у сосны – длинные.
у ели на веточке сидят по одной, у сосны – по две.
Шишки: у ели вытянутые, узкие, длинные;
сосновые – округлые.
Ствол: у ели красновато-коричневый, чешуйчатый;
у сосны медно-красный, более светлый.
По стволу ели и сосны часто стекает смола (сок). Она липкая и клейкая.
Стволы деревьев имеют одинаковую высоту (до 50 м)
Ветви: у сосны расположены вверху (ствол внизу почти голый) и растут вверх, от этого леса сосновые светлые;
у ели ветки растут от земли более густые и раскидистые, поэтому еловые леса тёмные.
Хвойные деревья — это настоящие хранители нашего здоровья и благополучия. Их польза для экологии и человеческого организма огромна. Рассказывая детям о значении хвойных растений и проводя с ними время на свежем воздухе, мы не только развиваем их речь, но и прививаем любовь к природе и заботу о планете.
Игра « Маленький-большой»
Ель-ёлочка
Сосна-сосенка
Шишка-шишечка
Ветка-веточка
Хвоя-хвоинка
Иголка-иголочка
Ветка-веточка
«Посчитай»
Одна сосна, две сосны, три сонны, четыре сосны, пять сосен…
Одна ёлка,………
Один сосновый бор,……
Один ельник,…….
«Один-много»
У меня одна ёлка, а у тебя… ( у меня много ёлок)
У меня одна сосна, а у тебя … (у меня много сосен)
У меня одна ветка, а у тебя…. И т. д.
«Назови лишнее»
Ель, берёза, сосна.
Дуб, можжевельник, ёлка.
Клён, пихта, липа, осина.
«Скажи правильно»
Ветка ели - еловая ветка.
Ветка сосны - сосновая ветка.
Шишка ели - еловая шишка.
Шишка сосны - сосновая шишка.
Ствол ели – еловый ствол.
Ствол сосны - сосновый ствол.
Хвоя ели - еловая хвоя.
Хвоя сосны - сосновая хвоя.
Лес с соснами - сосновый лес.
Лес с елями - еловый лес.
Самомассаж с шишками
Шишку в руки мы возьмём и ладошки потрём.
(Берут шишку между ладоней и катают)
А потом будем играть по спине её катать.
(Поворачиваемся друг за другом)
Катим вверх, потом вниз.
(прокатываем по спине товарища вверх-вниз)
Шишка, шишечка держись.
По спине друга катись.
А потом ко мне вернись.
(поворачиваемся с шишкой в двух руках)
В руку правую возьмём.
(Берут в правую руку)
В руку левую возьмём.
(Берут в левую руку)
И опять в руках потрём.
(Берут шишку между ладоней и катают.)
Помните, что любовь к природе начинается с малого. Обсуждая эту тему с детьми, мы не только развиваем их речь, но и воспитываем ответственное отношение к окружающей среде.
Комментариев нет:
Отправить комментарий