«Всемирный день перелетных птиц»

 Конспект НОД в подготовительной группе.

Тема: «Всемирный день перелетных птиц»

Цель: Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у детей познавательных интересов.

Задачи: обобщить и расширить представления о  перелетных птицах, их образе жизни, дать определение словам « насекомоядные», « водоплавающие»; изучить новые понятия  ( летят стаей, вереницей,  клином);  совершенствовать навыки ведения беседы и умение  отвечать на вопросы, развивать слуховое внимание на неречевых звуках, воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.

Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец…), стаей,  вереницей, клином, шеренгой, насекомоядные, водоплавающие.

Индивидуальная работа: речевой материал подобран с учетом степени усвоения детьми и тяжести речевого дефекта.

Оборудование: мультимедийные средства для просмотра фотоматериалов, звуковое письмо, аудиозаписи с голосами перелетных птиц, картины с изображением птиц, макеты деревьев,  силуэт птицы, конверты с разрезными картинками.

Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.

1.Организационный момент. Введение в тему

Воспитатель расставляет перед детьми иллюстрации с различными видами перелетных птиц.

- Ребята утром, когда  шла на работу, я, кого – то встретила.  А кого, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

-  Да, это была ласточка. Она вся дрожала…. А как вы думаете, почему она дрожала? (ей было холодно, нечего кушать)

Я забрала эту ласточку и принесла ее в группу.

(Голос ласточки  (аудиозапись)… Я  хотела узнать, почему другие птицы остаются тут зимовать, а другие улетают. 

2. Сообщение темы.

-Сегодня отмечают Всемирный день перелетных птиц, поэтому мы будем говорить о перелетных птицах.

1.Игра на дыхание

-Ребята, давайте подуем на ласточку и отогреем ее.

3. Введение в тему.

_ Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что птицы улетают в теплые края.

 - А в какое время года это происходит?  ( Осенью)

- Ребята, а почему перелетные птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм)

4. Основная часть.

- А сейчас, мы покажем ласточке, что мы знаем, какие птицы есть перелетные, а какие зимующие.

2.Игра «Четвертый лишний?»

Грач, ласточка, воробей скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая птица.

Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Кукушка, лебедь, снегирь, утка.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Скворец, грач, утка, синица.

Журавль, аист,  снегирь, лебедь.

Гусь, ворона, грач, кукушка.

Воспитатель:

- Какое сейчас время года? (Сейчас время года осень)

- Назовите признаки осени? (День становится короче, ночь длиннее. Листья опадают. Часто идут дожди. Перелетные птицы улетают в теплые края) Каких перелетных птиц вы знаете? (Грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди, трясогузка…)

3. Д/и Части тела птиц (Обогащение и активизация словаря)

Воспитатель:

- Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела.

У птиц есть голова.  У птиц есть туловище с  двумя  крыльями.

У птиц есть две лапы.  У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

(За правильные ответы дети получают конверты «сюрприз»)

Воспитатель

- У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как, же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине,)

-А какие птицы нас покидают первыми?  (Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы).

-  В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы…

-Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы.

-Какие водоплавающие птицы вы знаете? (гуси, утки и лебеди).

 В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.

- А  знаете, как  птицы  находят дорогу на юг и обратно сюда?

- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но, перед  полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.

 В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе;  некоторые, например, журавли, выстраиваются  «клином» в виде треугольника;  другие выстраивают- « цепочкой», в одну линию.

(Шеренгой, фронтом или поперечным рядом, летят кулики, цапли, утки.  Гуси чаще всего летят косяком. Углом или клином летят гуси, журавли,  лебеди и другие крупные птицы.)

4.Игра «Кто как голос подает?»

 Воспитатель предлагает детям послушать голоса птиц и поиграть в игру «Кто как голос подает?»

Утка – крякает    (кря –кря кря )

Гусь- гогочет      ( га –га –га)

Кукушка –кукует     ( ку – ку, ку-ку)

Ласточка – щебечет

Журавль – курлыкает

5.Дыхательная гимнастика “Журавли учатся летать” (Развитие речевого дыхания)

 Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и  поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох. 

- Для того чтоб  помочь ласточке, нам надо выполнить еще одно задание.

6.Игра «У кого какое тело?».  ( Образование прилагательных)

– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?... (Длиннохвостая.)

-Ласточка любит тепло, она… (теплолюбивая).

-У ласточки острые крылья, она…(острокрылая).

-У аиста длинные ноги, он какой….(длинноногий).

- У аиста длинный клюв, он…(длинноклювый).

Молодцы , ребята, правильно.

Итог занятия.

- Вспомнить о чём говорили?

-Что  интересного вы узнали о перелетных птицах?

-Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

-Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение.)


Комментариев нет:

Отправить комментарий