"Зимующие птицы Бурятии: учимся говорить и заботиться о природе вместе с детьми"

Почему важно изучать зимующих птиц?

•  Наблюдение за птицами помогает детям понять взаимосвязь между живыми существами и их средой обитания. Они учатся заботиться о природе, осознают свою роль в сохранении биоразнообразия.

•  Изучение птиц обогащает словарный запас, развивает связную речь и умение описывать увиденное, формулировать свои мысли.

•   Наблюдение за птицами развивает внимательность, наблюдательность, память и способность анализировать.

•  Знакомство с миром птиц воспитывает любовь к природе и формирует уважительное отношение ко всему живому.

1. Знакомимся с птицами Бурятии:

  •  Рассматривайте с детьми фотографии, иллюстрации и видео с изображением зимующих птиц Бурятии (например: снегирь, синица, поползень, воробей, сорока, дятел, свиристель, дубонос, сова, сойка, кедровка). Называйте их, описывайте внешний вид, особенности поведения, где они обитают и чем питаются.

  •  Читайте познавательные книги и стихи о зимующих птицах, рассматривайте иллюстрации. Обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.

  •  Найдите в интернете записи голосов разных птиц и слушайте их вместе с ребенком. Учитесь различать их.

2. Речевые игры:

  •  "Кто чем питается?": Показывайте картинки с птицами и их кормом (например: семечки, ягоды, шишки). Предлагайте детям называть, кто чем питается.

  •  "Угадай по описанию": Описывайте птицу, не называя её (например: "маленькая птичка с жёлтой грудкой"), а ребенок должен отгадать, о ком идёт речь.

  •  "Чей домик?": Расскажите о том, где живут птицы (в дуплах, в кустарниках, в гнёздах) и просите ребенка подобрать подходящие картинки.

  •  "Составь рассказ": Попросите ребенка составить короткий рассказ о том, какую птицу он видел и что она делала.

  •  "Птичьи рифмы": Предложите ребенку придумать рифмы, связанные с птицами (например, "воробей – бей", "синица – водица", "ворона-корона",  "дубонос-нос" ,  "куропатка-лопатка" , "сойка-стойка", " кедровка-шумовка", " свиристель-трель".

3. Творческие занятия:

  •  Рисование: Предложите ребенку нарисовать зимующих птиц, которых они видели или знают.

  •  Лепка: Слепите птиц из пластилина или солёного теста.

  •  Аппликация: Сделайте аппликацию птиц из цветной бумаги и других материалов.

  •  Мастер-класс: Сделайте вместе с ребенком кормушку для птиц из подручных материалов.

4. Развитие словаря:

  •  Обсуждайте новые слова, связанные с темой "Зимующие птицы" - "снегирь", "синица", "поползень", "кормушка", "клюв", "крылья", "гнездо", "оперение" и т.д. Объясняйте значения слов.

  •  Используйте слова в контексте: Учите детей составлять предложения с этими словами, например, "снегирь прилетел к кормушке", "у синички жёлтая грудка".

  •  Игра "Назови признаки": Предлагайте ребёнку описывать птиц, используя разные признаки: "какая птица по цвету?", "какая по размеру?", "где живёт?".


Как развивать речь и экологическое сознание на прогулке:

1. Наблюдение за птицами:

  •  Внимательность: Наблюдайте вместе с ребенком за птицами, которых вы видите на улице. Обращайте внимание на их поведение, голоса, повадки.

  •  Обсуждайте увиденное: Обсуждайте с ребенком, каких птиц вы видели, что они делали, где они сидели, чем они питались.

  •  Если вы сделали кормушку, понаблюдайте вместе, кто прилетает в гости, назовите этих птиц, покормите их.

2. Речевые игры на прогулке:

  •  "Я вижу...": Играйте в игру "Я вижу", описывая птицу, которую вы видите, а ребенок должен угадать, о ком идёт речь.

  •  "Посчитаем птиц": Считайте вместе птиц, которых вы видите на прогулке.

  •  "Зачем птицам перья": Обсудите, почему птицы носят перья, для чего они им нужны (для тепла, для полета).

3. Бережное отношение к природе:

  •  Правила поведения: Учите ребенка правилам поведения на природе: не шуметь, не пугать птиц, не мусорить.

  •  Расскажите ребенку о том, как важно помогать птицам зимой (например, подкармливать их).


Изучение зимующих птиц Бурятии – это не только увлекательное, но и полезное занятие для детей. Оно помогает развивать их речь, наблюдательность, память, мышление и, самое главное, воспитывает любовь к природе , к родному краю и бережное отношение ко всему живому. Помните, что ваше участие, внимание и поддержка — ключ к успешному развитию вашего ребенка! Наслаждайтесь прогулками на свежем воздухе и делитесь своими открытиями!

***

•  Используйте местные материалы: Показывайте детям книги о птицах Бурятии, находите местные фотографии.

•  Поощряйте инициативу: Хвалите ребенка за его любознательность и желание помогать природе.


Загадки о зимующих птицах Бурятии:

Предлагаем вам несколько загадок, которые помогут детям лучше запомнить наших пернатых друзей. Попробуйте отгадать их вместе!


Эти птичка-невеличка

Называется .... (синичка)


Слышится нам каждый день.

У неё на лбу пятно -

Очень красное оно,

Грудь и горло розоваты,

А животик беловатый.   (Чечетка)


Много он нашёл еды:

Вишни сочные плоды.

Мякоть он невкусной счёл

Быстро косточки: -Щёлк, щёлк.

Крепкий клюв, дубовый нос - Это птица (Дубонос)


Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут её ... (Сорока)


Эта птичка - северянка,

Горделивая осанка,

Грудка – колесом,

Хохолок – торчком.

Свири - свирь поёт  с утра,

Щиплет  ягоды с куста.

Как закапает капель,

Вмиг умчится –               ( Свиристель)


Тащит в дупла лип упорно

Желуди, орехи, зерна,

Как заправский кладовщик

Бойкий … ямщик.

(Поползень) 


Птица Мира и добра!

Птица счастья и тепла! 

Эта птица – почтальон, 

Не собьется с курса он (Голубь)


Синих крылышков красу 

Разглядеть нельзя в лесу, 

По сучкам порхает бойко

С резким хриплым криком … (Сойка)



Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери! 

И вдруг вспорхнули яблоки, 

Ведь это ... (Снегири)

Комментариев нет:

Отправить комментарий