Почему важно изучать зимующих птиц?
• Наблюдение за птицами помогает детям понять взаимосвязь между живыми существами и их средой обитания. Они учатся заботиться о природе, осознают свою роль в сохранении биоразнообразия.
• Изучение птиц обогащает словарный запас, развивает связную речь и умение описывать увиденное, формулировать свои мысли.
• Наблюдение за птицами развивает внимательность, наблюдательность, память и способность анализировать.
• Знакомство с миром птиц воспитывает любовь к природе и формирует уважительное отношение ко всему живому.
1. Знакомимся с птицами Бурятии:
• Рассматривайте с детьми фотографии, иллюстрации и видео с изображением зимующих птиц Бурятии (например: снегирь, синица, поползень, воробей, сорока, дятел, свиристель, дубонос, сова, сойка, кедровка). Называйте их, описывайте внешний вид, особенности поведения, где они обитают и чем питаются.
• Читайте познавательные книги и стихи о зимующих птицах, рассматривайте иллюстрации. Обсуждайте прочитанное, задавайте вопросы.
• Найдите в интернете записи голосов разных птиц и слушайте их вместе с ребенком. Учитесь различать их.
2. Речевые игры:
• "Кто чем питается?": Показывайте картинки с птицами и их кормом (например: семечки, ягоды, шишки). Предлагайте детям называть, кто чем питается.
• "Угадай по описанию": Описывайте птицу, не называя её (например: "маленькая птичка с жёлтой грудкой"), а ребенок должен отгадать, о ком идёт речь.
• "Чей домик?": Расскажите о том, где живут птицы (в дуплах, в кустарниках, в гнёздах) и просите ребенка подобрать подходящие картинки.
• "Составь рассказ": Попросите ребенка составить короткий рассказ о том, какую птицу он видел и что она делала.
• "Птичьи рифмы": Предложите ребенку придумать рифмы, связанные с птицами (например, "воробей – бей", "синица – водица", "ворона-корона", "дубонос-нос" , "куропатка-лопатка" , "сойка-стойка", " кедровка-шумовка", " свиристель-трель".
3. Творческие занятия:
• Рисование: Предложите ребенку нарисовать зимующих птиц, которых они видели или знают.
• Лепка: Слепите птиц из пластилина или солёного теста.
• Аппликация: Сделайте аппликацию птиц из цветной бумаги и других материалов.
• Мастер-класс: Сделайте вместе с ребенком кормушку для птиц из подручных материалов.
4. Развитие словаря:
• Обсуждайте новые слова, связанные с темой "Зимующие птицы" - "снегирь", "синица", "поползень", "кормушка", "клюв", "крылья", "гнездо", "оперение" и т.д. Объясняйте значения слов.
• Используйте слова в контексте: Учите детей составлять предложения с этими словами, например, "снегирь прилетел к кормушке", "у синички жёлтая грудка".
• Игра "Назови признаки": Предлагайте ребёнку описывать птиц, используя разные признаки: "какая птица по цвету?", "какая по размеру?", "где живёт?".
Как развивать речь и экологическое сознание на прогулке:
1. Наблюдение за птицами:
• Внимательность: Наблюдайте вместе с ребенком за птицами, которых вы видите на улице. Обращайте внимание на их поведение, голоса, повадки.
• Обсуждайте увиденное: Обсуждайте с ребенком, каких птиц вы видели, что они делали, где они сидели, чем они питались.
• Если вы сделали кормушку, понаблюдайте вместе, кто прилетает в гости, назовите этих птиц, покормите их.
2. Речевые игры на прогулке:
• "Я вижу...": Играйте в игру "Я вижу", описывая птицу, которую вы видите, а ребенок должен угадать, о ком идёт речь.
• "Посчитаем птиц": Считайте вместе птиц, которых вы видите на прогулке.
• "Зачем птицам перья": Обсудите, почему птицы носят перья, для чего они им нужны (для тепла, для полета).
3. Бережное отношение к природе:
• Правила поведения: Учите ребенка правилам поведения на природе: не шуметь, не пугать птиц, не мусорить.
• Расскажите ребенку о том, как важно помогать птицам зимой (например, подкармливать их).
Изучение зимующих птиц Бурятии – это не только увлекательное, но и полезное занятие для детей. Оно помогает развивать их речь, наблюдательность, память, мышление и, самое главное, воспитывает любовь к природе , к родному краю и бережное отношение ко всему живому. Помните, что ваше участие, внимание и поддержка — ключ к успешному развитию вашего ребенка! Наслаждайтесь прогулками на свежем воздухе и делитесь своими открытиями!
***
• Используйте местные материалы: Показывайте детям книги о птицах Бурятии, находите местные фотографии.
• Поощряйте инициативу: Хвалите ребенка за его любознательность и желание помогать природе.
Загадки о зимующих птицах Бурятии:
Предлагаем вам несколько загадок, которые помогут детям лучше запомнить наших пернатых друзей. Попробуйте отгадать их вместе!
Эти птичка-невеличка
Называется .... (синичка)
Слышится нам каждый день.
У неё на лбу пятно -
Очень красное оно,
Грудь и горло розоваты,
А животик беловатый. (Чечетка)
Много он нашёл еды:
Вишни сочные плоды.
Мякоть он невкусной счёл
Быстро косточки: -Щёлк, щёлк.
Крепкий клюв, дубовый нос - Это птица (Дубонос)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её ... (Сорока)
Эта птичка - северянка,
Горделивая осанка,
Грудка – колесом,
Хохолок – торчком.
Свири - свирь поёт с утра,
Щиплет ягоды с куста.
Как закапает капель,
Вмиг умчится – ( Свиристель)
Тащит в дупла лип упорно
Желуди, орехи, зерна,
Как заправский кладовщик
Бойкий … ямщик.
(Поползень)
Птица Мира и добра!
Птица счастья и тепла!
Эта птица – почтальон,
Не собьется с курса он (Голубь)
Синих крылышков красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком … (Сойка)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... (Снегири)
Комментариев нет:
Отправить комментарий