пятница, 20 января 2023 г.

«Экологическое воспитание на логопедических занятиях»

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Ребенок – дошкольник большую часть времени проводит в детском саду, общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особо внимание педагогу следует уделять своей речи, она должна быть четкой и внятной. К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребёнка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Для повышения эффективности экологического воспитания используются экологические игры. Игра способствует активному развитию словаря, грамматического строя, связного высказывания. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. 

В своей работе я использую такие дидактические игры:


«Рассели животных по Земле» (знакомство детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать представление об особенностях приспособление животных к разным климатическим условиям.

 Содержание игры:

 Выбрать себе какой-то один материк. Отобрать животных, которые там живут. Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем. Придумать рассказ о жизни животных на своем материке. Тот, кто без ошибок расселил животных, сочинил интересный рассказ, получает фишку. Выигрывает ребёнок, набравший больше фишек.

Игра «Исправь ошибку» построена на том, чтобы дети смогли сами разобраться и объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, повадки, питание.

 Содержание:

 Логопед располагает картинки или маленькие игрушки животных на карте с ошибками. Дети должны найти эти ошибки и исправить их. Выигрывает ребёнок, правильно исправивший большее количество ошибок.

«Какого животного не стало?» 

На столик выставляется четыре или пять игрушек (животное или картинка). Дети их запоминают. Логопед предлагает детям закрыть глазки и убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и вспоминают, какое животное исчезло. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество животных на столе.

«Чудесный мешочек»

 В мешочке находятся картинки: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают картинки с кормом для зверей. Угадывают, для кого он предназначен, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

Игра с мячом «Я знаю».

Дети становятся в круг, в центре – логопед с мячом. Логопед бросает мяч и называет животное. Ребенок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю детеныша например, волка – волчонок» и возвращает мяч.

Игра «Кто, где живет»

У логопеда картинки с изображением животных, а у детей – с изображением мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Логопед показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где оно обитает, и, если совпадает с его картинкой, «поселяет» у себя, показав карту логопеду.

Игра «Летает, плавает, бегает»

Логопед показывает или называет детям объект живой природы. Дети изображают способ передвижения этого объекта. Например, при слове «заяц» - начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

Меркулова А.С., 

учитель-логопед 

Комментариев нет:

Отправить комментарий