четверг, 25 января 2024 г.

Профилактика плоскостопия у дошкольников.

Кривошеева Т.В. физ. инструктор МБДОУ д\с № 104 «Зорька», высшая

категория.

Здоровый образ жизни — это, в первую очередь, состояние гармонии с самим собой и окружающим миром. 

Всё в мире взаимосвязано. 

Если образ жизни человека причиняет вред окружающим или планете в целом, то он причиняет вред и самому себе в том числе. 

Здоровый образ жизни, помимо всего прочего, включает в себя такую важную вещь, как альтруизм. И если мы о личном благе помышляем больше, чем о благе других, то наш образ жизни также не является здоровым. Почему так? Потому что в мире всё взаимосвязано. Понимание того, что все мы — частицы одного целого, приводит к истинному полноценному здоровому образу жизни. Мы — части одного организма. Невообразимо себе представить, что, к примеру, нога вдруг решила бы, что она отдельная часть, и перестала бы выполнять команды мозга. 

Так и устроен наш мир — меняя себя, мы меняем мир вокруг. Мир вокруг нас такой несовершенный лишь в силу несовершенства нас самих. Когда же мы совершенствуем свои качества, начинает меняться и мир вокруг.


И вот, мы подходим к актуальной проблеме, в настоящее время, тенденция ухудшения состояния здоровья детей дошкольного возраста в Российской Федерации приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронической патологии, увеличением врожденной заболеваемости и инвалидности. Плоскостопие занимает ведущее место в структуре патологии опорно-двигательного аппарата у детей и составляет от 30 % до 70 % . Оно негативно сказывается на состоянии здоровья, так как, изменяя статику, приводит к нарушению осанки, ухудшению венозного оттока от нижних конечностей и нарушению функционирования внутренних органов. 

Многие родители необоснованно считают плоскостопие несерьезным заболеванием, доставляющим лишь небольшой дискомфорт, а боль при ходьбе у своих малышей списывают на недобросовестных производителей обуви. Дошкольный возраст-время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма.

Плоскостопие, можно назвать всеобщим заболеванием, учитывая его широчайшую распространенность.

Чтобы подтвердить этот факт, достаточно вспомнить своих родственников и знакомых, которые жалуются на боли в стопах, мышцах голени, в коленных и нередко тазобедренных суставах и позвоночнике, которые являются следствием плоскостопия.

Плоскостопие- ортопедическое заболевание, заключающееся в изменении конфигурации стопы. Оно не является деформацией как таковой. При плоскостопии наступает сглаживание естественных, характерных для здорового человека анатомических вогнутостей — сводов стопы. 

Критический момент в развитии плоскостопия – это возраст от 8 месяцев до 1,5 лет, когда ребенок начинает учиться ходить. В этот момент родителям важно предотвратить начинающиеся деформации стопы, учитывая, что достоверно установить, есть врожденное плоскостопие у ребенка или нет, раньше 5 – 6-летнего возраста весьма проблематично.

У всех детей до 2 лет продольный свод стопы плоский. Такое состояние специалисты считают физиологическим, ведь костная ткань у малышей мягкая и эластичная. Когда дети начинают вставать на ножки (в 7 – 9 месяцев) и самостоятельно ходить (в 10 – 12 месяцев), функцию амортизатора берет на себя «жировая подушечка», которая располагается на детской подошве под кожей. 

В 2 – 3 года кости набирают достаточное количество минеральных веществ, суставные поверхности приобретают нормальные очертания, связки становятся более прочными, а сила мышц позволяет дольше находиться на ногах.

До 3 – 4 лет, если ребенок не жалуется на боль в ногах, нормально развивается и проявляет нормальную физическую активность, волноваться по поводу плоскостопия незачем.

Процесс формирования костей стопы продолжается примерно до 5 – 6-летнего возраста. Только в этот период можно говорить о наличии или отсутствии у ребенка плоскостопия – уже того самого, о котором следует беспокоиться.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату по выявлению плоскостопия у детей, является измерительный метод диагностики рессорных свойств стопы методом плантографии по В.А. Штритеру. Способ диагностики стопы по Штритеру дает высокую степень градации плоскостопия в количественном выражении и позволяет провести экспресс - оценку состояния стопы.

Всю неделю в нашем детском саду была проведена диагностика стоп у дошкольников старших групп, в целях профилактики плоскостопия. Диагностику прошли 4 старших группы, 29 детей: 13 девочек и 16 мальчиков. Результаты обследования показали из 29 детей у 17 детей есть нарушения. 

С результатами обследования вы можете ознакомиться, обратившись к физ. инструктору детского сада. Дети, у которых выявлены нарушения, 2 раза в неделю будут посещать кружок по профилактике плоскостопия, где будут заниматься, играть, делать массаж, а родители получат инструкции для занятий дома. 

Именно в возрасте от 4 до 7 лет, когда не закрыты точки окостенения, легче предупредить или исправить развитие деформации стоп и сформировать правильную походку и предотвратить нарушение работы всего опорно-двигательного аппарата, в том числе и позвоночника.





Комментариев нет:

Отправить комментарий