Гуляя на прогулке с детьми мы ежедневно беседуем о сезонных изменениях в природе. Дети с большим вниманием слушают и вовлекаются в беседу, задают вопросы и сами отвечают. И одно из наблюдений было сезонные изменения осенью.
Цель наблюдения:
Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе
Воспитывать любовь к природе.
. А. С. Пушкин написал много стихотворений об осени. Я вам прочту одно из них.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Дети отвечали на вопросы.
-Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?
Дети: Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.
Дети. К нам в гости приходят сентябрь, октябрь, ноябрь.
-Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе?
Дети. Златоцветом, рябинником, птичьей стаей (дети объясняют, почему так называют) Ранняя осень.
-Ушел сентябрь, а вслед за сентябрем пришел октябрь – месяц мокрый, хмурый. Как его называют?
Дети. Листопадом. Золотая осень.
- «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят про октябрь?
Дети. Октябрь капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то надоедливый дождик моросит.
-Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы.
-Ноябрь – последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?
Дети. «Ворота зимы», «предзимник». Поздняя осень.
-Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень – «серебряной». Почему?
Дети. В ноябре звонко хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви деревьев, и все как будто в серебре.
-Ребята давайте с вами вспомним что же происходит осенью в живой неживой природе?
Дети: Основное изменение в неживой природе — похолодание — влечет за собой изменения в живой природе.
Осенью дни становятся короче, а ночи — длиннее. После теплых августовских дней наступают прохладные сентябрьские. Осеннее солнце поднимается уже не так высоко, как летом, поэтому его лучи уже не прогревают землю. Температура воздуха становится холоднее.
С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья тополя, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые.
Постепенно начинается листопад.
-Ребята давайте с вами вспомним народные приметы осени
Дети:
Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.
Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду.
Паутина стелется по растениям – к теплу.
Гром в сентябре предвещает теплую погоду.
А теперь мы с вами посмотрим, какие вы внимательные?
На картинках изображена разная осень: ранняя, золотая, поздняя. Найди и назови изображение осени ранней, золотой, поздней. Правильно ли они расположены, Как нужно по порядку разместить картинки?
Дети ответы
-Какая картинка лишняя? Почему?
Дети ответы
-Назовите признаки осени?
Дети отвечают
-Молодцы ребята! А сейчас мы с вами соберем букет из осенних листьев. Дети собирают листья, играют и веселятся.
Подготовила: Воспитатель
7 группы «Ягодка»
М.А.Хлебодарова
19.10.2024г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий