7. Дорожка здоровья

Теплое время года прекрасная пора для укрепления здоровья и развития движений. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Для того чтобы это время провести с пользой для здоровья, нами была создана на участке детского сада «Дорожка здоровья». Создание «Дорожка здоровья»  позволило проводить с детьми оздоровительную работу, а также через игровую деятельность дать возможность детям,  укрепить свое здоровье.

Особое внимание в нашем детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. «Дорожка здоровья» выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разнофактурным природным материалом. Это деревянные плашки круглого сечения, крупная и мелкая галька, песок, вода.

«Дорожка здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.


Основными целями организации «Дорожки здоровья» являются:

приобщение детей к здоровому образу жизни;

повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям;

улучшение эмоционально-психического состояния детей;

профилактика плоскостопия;

улучшение координации движения;

улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

На «Дорожки здоровья» размещено оборудование, которое предоставляет возможность тренировать все группы мышц, все функциональные системы организма.

Дорожка здоровья предназначена:

для совершенствования основных движений человека: ходьбы и бега, прыжков, лазания, метания и ловли, способности сохранять равновесие;

для развития двигательных способностей дошкольников: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;

для решения задачи закаливания дошкольников;

для развития их сенсорных способностей


 Требования, предъявляемые к снарядам для «Дорожки здоровья» :

прочность;

устойчивость к переменам погоды;

большая пропускная способность.

Все снаряды, установленные на «Дорожки здоровья», максимально безопасны в пользовании. Поверхность деревянных снарядов ошкурена и окрашена, металлические конструкции не имеют заостренных углов, выступающих болтов, концов труб и т.

Дорожка здоровья в детском саду предназначена для разнообразного воздействия на детские стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных процессов внутри организма, а также на работу органов и систем. Соответственно, оздоровительные массажи этой части тела оптимизируют процессы кровообращения и внутренний обмен веществ, также такое воздействие помогает улучшить иммунитет и активизировать защитные силы организма, оно снимает и усталость, возникшую после физических либо умственных нагрузок, и способствует восстановлению работоспособности.

Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершено без труда, улучшать здоровье ребенка. И дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным.

«Дорожка здоровья» может быть организована, как в группе детского сада, так и на территории для прогулок. Каждый год в летний период мы изготавливаем «Дорожку здоровья» для занятий на прогулке.

Дорожку мы сделали своими руками в виде ящиков с разными наполнителями. В качестве наполняющих предметов применяли самые разные вещицы, попавшие под руку. В роли таковых могут выступить песок, деревянные палочки, камушки и галька, пуговицы, губки, конструктор, шишки и т.д. Конструкция  постоянно доступна детям, чтобы они могли пройтись по ней, как только у них возникнет такое желание.

Каждое лето наши дошколята с удовольствием ходят по дорожке, по траве и песку босиком.

Ходьба по дорожке проводится в медленном темпе, дети идут друг за другом мелкими шагами, постепенно переходя из сектора в сектор, ощущая стопами ног различные поверхности. На занятиях на дорожке мы выполняем разные веселые упражнения, такие как: «Великан», «Карлик», «Лягушка»,  используем словесные игры – сопровождения. Физические упражнения «Звериная тропа», «После дождика».

После завершения прогулки по дорожке здоровья мы споласкиваем ножки ребенка прохладной водой, температура которой может постепенно понижаться, доходя до десяти градусов.

Деткам такая конструкция очень полезна, ведь она представляет собой не только средство профилактики, но и является замечательным вариантом терапии плоскостопия. Благодаря этому здоровье деток действительно значительно улучшиться.

Как показывает практика использования дорожек здоровья в детских дошкольных учреждениях, за период их применения педагогам удается значительно сократить уровень заболеваемости воспитанников. У деток наблюдается положительная динамика показателей роста и веса, у них формируется правильная осанка. При этом у малышей с нарушениями опорно-двигательного аппарата фиксируются значительные улучшения. Дети проявляют активное желание заниматься на подобных дорожках здоровья, особенно на свежем воздухе. На фоне таких занятий происходит заметное улучшение общего эмоционально-психического состояния.

«ДОРОЖКИ ЗДОРОВЬЯ»

Дорожки здоровья представляют собой коврики из линолеума 120 см длины и 40 см ширины, сделанные своими руками из различных предметов и материалов, нестандартного оборудования (пуговицы, поролон, верёвка, пластмассовые детали от конструктора, пластмассовые коврики для прихожих с игольчатым жёстким ворсом). Плоские и объёмные с различными следами и со специальным покрытием. Пособие мобильное, многофункциональное, с виду яркое и привлекательное.

Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей большой интерес и радостные эмоции. Не прилагая особых усилий, ребёнок в непринуждённой, свободной форме выполняет самомассаж стоп, получая приятные ощущения, удовольствие, а его организм наполняется энергией, здоровьем.

После дневного сна по «Дорожкам здоровья» дети проходят друг за другом, босиком 2-3 раза. Детям предлагается преодолеть препятствия, или оправиться путешествовать по «волшебным полянкам». Ходьба может быть прямо, боком, на носках, на пятках, в приседе, с поворотом вокруг себя, с упражнениями для рук, плеч в чередовании с прыжками и т. д. При ходьбе следует чётко следить за осанкой детей, за качеством выполнения заданий, учить детей точно наступать на следы, предметы, выполнять ходьбу в умеренном темпе. «Дорожки-коврики» можно применять в ритмической гимнастике.

При раскладывании ковриков следует учитывать чередование раздражителей и релаксирующих покрытий: мягкий коврик - игольчатое покрытие - следы - дорожка с мелкими предметами - ребристая доска.

При ходьбе полезно выполнять дыхательные упражнения, можно сопровождать ходьбу игровым текстом (стихами). При проведении стопотерапии желательно использовать музыкальное сопровождение- это создаёт дополнительный эмоциональный фон, улучшает функции нервно-психической системы, снимает внутреннее напряжение, активизирует детей.

1.«Волшебные следы»- используются для тренировки правильного развода стоп, профилактики плоскостопия. По следам можно не только ходить, но и потопать, чтобы ощутить полное воздействие на стопы различных материалов.

2. «Травка-Муравка»- дорожка хорошо тонизирует и массирует стопы. Используется для ходьбы прямо, боком и прыжков.

3. «Цветочная поляна»- дорожка используется для сохраняя равновесия и развития координации. Идти можно прямо, наступая на каждый цветочек, или перешагивая через цветок.

4. «Весёлые кочки»- интересное чередование вызывает желание наступить на каждую «кочку». Эту дорожку можно использовать для разного вида ходьбы, особенно детям нравится ходьба боком приставным шагом, ходьба «по медвежьи» (на руках и ногах, ходьба с высоким подниманием колен.

Выполнять упражнения «ласточка», (стоика на одной ноге, руки в стороны, левая нога поднята назад).

Игры -упражнения на «Дорожках здоровья»

Построение в шеренгу- 30 сек.

1. Пошли в обход по залу (обычная ходьба. 15 сек).

2. Здесь высокая трава не зевай, руки вверх ты поднимай, на носочках шагай (ходьба на носках, руки вверх. 15 сек).

3. Болото, идти опасно. Идем на пяточках, строго по кочкам (ходьба по следовой дорожке. 15 сек).

4. А здесь ручей течет, но нам совсем не страшен он. Мы по бревнышкам пойдем и речей перейдем (ходьба приставным шагом 15 сек).

5. Утята, важные ребята, гуляют возле ручья (ходьба в полуприседе по массажной дорожке, руки на плечевых суставах. 15 сек).

7. Обычная ходьба, 15 сек.

«Маленькие ножки ходят по дорожке»- игровое упражнение. Воспитатель предлагает детям всем показать свои ножки, говорит, что ножки у них маленькие, но бегают по дорожке быстро и приговаривают несколько раз: «Маленькие ножки бежали по дорожке», у медведя ноги большие, а идет он медленно: «Большие ноги шли по дороге». Создав образы легкого и тяжелого, быстрого и медленного движения, несколько раз повторяется шуточная припевка. Дети в соответствии со словами то быстро, то медленно ходят по дорожке. Эти движения выполняются детьми как игровые действия и радуют их.

Художественный материал: стихи, загадки, скороговорки.

1. Я иду, я иду.

Поднимаю ножки,

У меня на ногах новые сапожки.

Ой-ой-ой, посмотри,

Лужа – то какая,

Ай-ай-ай, ай-ай-ай

Лужа-то большая.

Высоко-высоко-высоко,

Подпрыгну,

Не боюсь, не боюсь,

Лужу перепрыгну!

Да-да-да, да-да-да,

Высоко подпрыгну.

Да-да-да, да-да-да,

Лужу перепрыгну. Гоп!

2. Бурый мишка топал,

Топал, топал,

Громко ножками стучал,

Он стучал так!

Мишка головой вертел,

Все вертел, все вертел.

Во все стороны смотрел,

Он смотрел так!

Бурый мишка расшалился

И на месте закружился,

Закружился, закружился

И свалился – бах!

3. Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай прямо по дорожке,

Поднимай все выше ножки.

Топай левою ногою,

Дальше – правою ногою,

Снова - левою ногою.

После – правою ногою,

Так иди, шагай за мной,

И тогда придешь домой.

4. Идут наши ножки по лесной дорожке

По иголкам из хвои, по колючкам из земли,

По песочку, по следам, по канавкам и буграм,

По болотным кочкам, травке и цветочкам.

5. Мишка важно так шагает,

Набок лапы расставляет.

Утка с боку на бок переваливается

Ей ходить так очень нравится.

Цапля важно так шагает,

Выше ноги поднимает.

Муравьи ползут по веткам и несут покушать деткам.

Тут горка, там овраг - короче делай шаг.

6. По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ — топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сына и для дочки.

Если подкрадется волк –

Превратится еж в клубок.

Ощетинит ёж иголки –

Не достанется он волку.

Еж не тронет никого,

Но и ты не тронь его!

7. Наши маленькие ножки Дружно ходят по дорожке Раз, два, три, четыре, пять- Пойдём в поле мы гулять. Летом, в жаркий день на луг,

Прилетел огромный жук.

Сел на травке посидел,

Зажужжал и улетел. Тучка по небу летала,

Капли на поля роняла.

И решила сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

8. Что за ножки

У Антошки.

Розовые пяточки,

Разминаем,

Точно знаю:

Любите массажики.


Шестое  письмо Лесовичка детям (ноябрь - август). 

Пройдите, по дорожке здоровья выполнив все упражнения, после завершения прогулки по дорожке здоровья не забудьте сполоснуть ножки прохладной водой.

Проиграйте игровые упражнения «С кочки на кочку», «Цветочная поляна», «Травка муравка»

Мероприятие с родителями 

Консультация «Польза Дорожек здоровья», «Делаем дорожку здоровья». Помощь родителей в изготовлении Дорожек здровья.


Комментариев нет:

Отправить комментарий