«Сборник музыкально-экологических игр для детей и педагогов ДОУ»

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОДБНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 104 «ЗОРЬКА» город Улан-Удэ


«Сборник музыкально-экологических игр для детей и педагогов ДОУ»

музыкальный руководитель: Пешкова Мария Николаевна

февраль 2024г.


В дошкольном воспитании необходимо использовать ресурсы музыки и движения, применять разные виды музыкального движения для закрепления полученных знаний, умений и навыков экологического характера. Во время прогулок, наблюдений, экскурсий музыкальное движение будет усиливать восприятие красоты окружающей природы, вызывать интерес, поможет ребенку быть ближе к природе и обрести духовность.

«Экология движения»:

- для адаптации к окружающей среде человек должен двигаться очень активно, ведь движение играет большую роль в социально-биологическом процессе.

-ребенок – существо двигательное по своей природе, ему свойственно находиться в движении.

  Музыкальное движение в воспитательном процессе в целом и в процессе экологического развития ребенка–это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей музыкально-эстетической среды образовательного учреждения.

Использование движения как средства эколого-эстетического воспитания детей важно по целому ряду причин:

—воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним;

 —формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;

 —рассмотрение связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях;

 —формирование целостной системы знаний и умений, развивающих у детей планетарное мышление на основе формирования социально-экологического идеала;

 —становление начального этапа духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности, воспитание нравственности, широкого кругозора, развитие творчества через восприятие красоты музыки и движения.

 При организации эколого-ориентированных видов музыкального движения прежде всего необходимо уделять внимание следующим вопросам:

 —формированию понимания ценности природы;

 —осознанию ребенком себя как части природы;

—воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

—формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;

—пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей влечет за собой другие изменения;

—пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;

—формированию у детей желания сохранить окружающую среду,

 —осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

 —усвоению основ экологической безопасности;

 —усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании воды, энергии в быту;

—формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни

Таким образом, эколого-ориентированное музыкальное движение способствует не только закреплению знаний экологического характера, но и помогает детям в сочетании с музыкой, пластикой своего тела, показать эмоционально, выразительно, осознанно собственное отношение к изображаемому персонажу, явлению, что будет способствовать возникновению у ребенка позитивных чувств – любви, эмпатии, сострадания, восхищения, удивления – созидать позитивное поле возможных идей и действий.

 Само по себе музыкальное движение имеет большое значение в воспитании дошкольников; оно вызывает положительные эмоции –ребенку радостно, и он готов воспринимать и усваивать все, что оно несет в себе. С игрой, движением ребенок быстро включается в любую деятельность, вникает в ее содержание, запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет.





Ходят капельки по кругу

Задачи:

1.Развивать у детей воображение, фантазию;

2.Способность идентифицировать себя с капельками дождя.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям представить, что она мама- тучка, а все дети- капельки дождя и под музыку выполнять те действия, которые она будет озвучивать (Звучит музыка, напоминающая дождь):

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало. Собрались они вместе и потекли маленькими, весёлыми ручейками (дети берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (дети соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют, хорошо им вместе. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).

Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (дети присели, а затем стали подниматься на носочки и вытягивать руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме-тучке (дети поочередно подбегают к педагогу).

После проведения игры, педагог уточняет, понравилось ли детям быть в роли капелек дождя и почему, когда засветило солнышко, они вернулись к маме-тучке.


ИГРА «Что ты, ёж?»

Задача: 

Развивать координацию (движение и слово).

Учиться выполнять боковой приставной шаг, сужать и расширять круг.

Закреплять представление о еже как о лесном жители.

Ход игры: 

Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.

Что ты ёж такой колючий? (2 приставных шага с поднимание плеч)

Это я на всякий случай. (4 раза грозят пальцем)

Ведь в лесу мои соседи (сужение круга, 4 шага)

Лисы, волки да медведи. (расширение круга, 4 шага)

Птичий концерт.

Задачи: 

1. Учить детей различать высоту звука.

2. Расширять представления детей о многообразии птиц родного края, о их голосах

Материал. Музыкальный инструмент (металлофон, фортепиано).

Ход игры: Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты.

Дети садятся полукругом. Ведущий или воспитатель поет, а дети отвечают.

На березовой верхушке

Целый день поет кукушка.

Дети. Ку-ку, ку-ку, ку-ку! 

А синица целый день

Поет громко:

Дети. Тень- тень-тень, тень-тень-тень!

Вторит дятел им: тук-тук-тук,

Долбя клювом старый сук.

Дети. Тук-тук-тук!


Шаловливые сосульки.

Задачи: 

1. Развивать у детей чувство ритма.

2. Расширять представления об окружающей природе и явлениях, происходящих в ней.

Материал. Карточки с изображением ритмического рисунка.

Ход игры:

Дети делятся на три-четыре команды по пять-шесть человек в каждой, им раздаются карточки с ритмическим рисунком. Сначала дети поют песню «Шаловливые сосульки» с движением:

Шаловливые сосульки. (Дети поют стоя).

Сели на карниз. (Садятся на стулья).

Шаловливые сосульки. (Поют сидя, голова прямо).

Посмотрели вниз. (Наклоняют голову).

Посмотрели, чем заняться? (Пожимают плечами).

Стали каплями кидаться. (Взмахивают кистями рук)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап. (Одновременно на сильную долю такта).

Кап-кап-кап, кап-кап-кап. (Взмахивают кистями рук по очереди).

Целый день идет трезвон: 

Дили-дили-дили-дон!

(После пения каждая группа прохлопывает тот ритмический рисунок, который изображен на карточке:

Восьмые длительности - произносить «капа-капа…» и медленно опускать руки, шевеля пальцами.

Четверти - хлопать в ладоши и произносить «кап-кап…»

Половинные длительности- хлопать ладонями по коленям и произносить «хлюп…хлюп…»).


Пес Шарик

Ход игры. Дети слушают песню и отмечают хлопками слова, со звуком «Р».

1. Пес мой Шарик загрустил,

Хвост он дверью прищемил.

За котом пес побежал —

Хитрый кот исчез, пропал.

2. Тихо пес лежит, ворчит,

Он обиделся, скулит.

Может, мне варенье дать,

Настроение поднять?

3. Шарика я взял гулять,

Будем и парке мы играть.

«Раз, два, три! Догоняй!

Да смотри, не отставай!»


Игровое упражнение «Весенние ручейки»

Описание движений: Дети встают «цепочкой».

Такты 1-8. Легко бегут за ведущим по окружности зала.

Такты 1-8 повторяются. Ведущий меняет направление движения на противоположное.

Такты 9-10. Меняется направление движения («Ручеёк огибает препятствия»).

Такты 11-12. Меняется направление движения.

Такты 13-16. Меняется направление движения.

Такты9-16. Движения повторяются.

Методические рекомендации: первоначально «цепочку» ведет взрослый, обращая внимание детей на крутой поворот, при смене направления движения. Затем ведущим «ручейка» может быть тот ребёнок, который хорошо слышит изменения в музыке.


                 Игра «Солнечные зайчики» 1. Явилась однажды Весна в детский сад

И нам подарила веселых зайчат.

Припев: 

Скачут, скачут по стене солнечные зайчики.

Ловят, ловят, ловят их девочки и мальчики.

2. Играют зайчата с тех пор у ребят.

И в клетку зайчата идти не хотят.

Припев: 

Скачут, скачут по стене солнечные зайчики.

Ловят, ловят, ловят их девочки и мальчики.

(Выполнять движения, соответствующие тексту, под музыкальное сопровождение)

Комментариев нет:

Отправить комментарий