Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.
Задачи:
* Закрепить знания детей об озере Байкал, о его обитателях.
* Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, диалоговую речь; расширять словарный запас.
* Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
* Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Материал:
Слайды и иллюстрации обитателей, эндэмиков озера Байкал, запись шума волн, грязная вода, чистые стаканы, монетки, ватные диски, воронки, бумажные салфетки, фигуры из бумаги, пластмассовые бутылки, бумага, пакеты.
Предварительная работа:
Беседы об озере Байкал, его обитателях, рассматривание иллюстраций, открыток, слайдов и фотографий. Просмотр познавательного фильма об озере. Чтение сказок, легенд, стихов о Байкале.
Ход занятия:
Воспитатель: Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, читаем:
«Здравствуйте ребята, я редактор газеты, мне нужно выпустить газету о нашем родном крае и об уникальном озере Байкале. А я узнал, что вы много знаете о Байкале, помогите мне, пожалуйста».
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем?
Редактор отправил нам буквы, из которых мы составим название нашей газеты.
Что-то эти буквы не очень красивые. Давайте мы с вами эти буквы заштрихуем, чтобы название газеты было ярким и красивым. Итак, вы становитесь художниками. (Дети штрихуют, воспитатель закрепляет на ватман)
Ребята, давайте придумаем первую рубрику для газеты, посмотрите на экран (на экране силуэт животного)
1 рубрика - "Удивительные животные Байкала"
Для этого вам нужно отгадать загадки:
Бледно-розова, нежна
Студёна вода нужна
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает (голомянка)
Одни пасутся в чистом поле,
Другие плавают на воле.
Одних по всей земле встречали,
Другие водятся в Байкале.
Широкий лоб, приличный хвост,
Как их название- вопрос!
(бычок- широколобка)
Серебрист, подвижен, гибок,
Он вкуснее многих рыбок
Даёт ухе особый вкус
Байкальский (хариус)
В нежном логове родится
Простудиться не боится
Подрастёт. Начнёт нырять,
Шубку белую менять (нерпа)
Начинается на «о»,
Ох, и любят же его!
Он давно живет в Байкале,
Вы случайно, не слыхали? (омуль)
Ребята, как вы думаете, можно ли пить воду из Байкала? Почему? Почему в Байкале кристально чистая вода, чья это заслуга?
Дети: рачки эпишура (показ слайдов, три раза в год армада рачков очищают воду Байкала, они выполняют своеобразную роль биологического фильтра, проходящая через них вода очищается).
Воспитатель: и не только рачки эпишура очищают воду Байкала. Еще в озере водится байкальская губка. Давайте проведем опыт «Как очистить грязную воду».
На столах стоят стаканы с грязной водой, воронки, ватные диски.
Ребята, мы очистили воду, вся грязь осталась в вате, именно так и фильтруют воду байкальские губки. А как мы можем определить, насколько прозрачна вода? (ответы детей). Бросим монетку или камень, видите, насколько вода чистая и прозрачная, именно такая вода в озере Байкал.
У нас есть конверт с фотографиями животных, давайте и их наклеим.
Ребята, вы хорошо работаете, но на любой работе есть перерыв. и у нас в редакции объявляется перерыв.
Физкультминутка.
Рыбки плавали, ныряли в теплой чистенькой воде.
То согнутся, разогнутся, то зароются в песке. (2-3 раза)
Воспитатель: Перерыв закончен, продолжаем нашу работу над выпуском газеты.
Ребята, чтобы наша газета была интересней, давайте придумаем веселую колонку и предложим нашим читателям немного поиграть.
2 рубрика «Игра «Скажи наоборот»
- Ребята, поиграем в игру «Скажи наоборот». Давайте разберемся, какое наше озеро?
Маленькое – большое (да наше озеро самое большое в мире, недаром его величают не озером, а морем)
Мелкое – глубокое (вот вы видели 5-ый дом, он очень высокий, вот таких домов нужно около 100)
Грязное – чистое (помните в Байкале живут рачки, которые очищают озеро)
Молодое – старое (25 млн. лет, старик Байкал).
Широкое – узкое (узкое похоже на полумесяц, его можно переплыть за несколько часов)
Теплое – холодное (в летнее время мало кто купается, только осенью когда вода прогреется)
Вы справились, ребята (приклеиваем на ватман игру).
3 рубрика «Чудо-лес»
Как назовем следующую рубрику? Внимание на экран (на экране силуэт растения)
Ребята, растения тайги узнали, что мы с вами выпускаем газету о Байкале и очень просят нас написать о них в нашей газете и прислали нам вот эти рисунки. Но одних только рисунков мало. Нам нужно что-то рассказать об этих растениях (воспитатель рассказывает)
А как мы назовем эту рубрику? Назовем ее "Чудо-растения" (Оформляется рубрика)
4 рубрика «Как выглядит Байкал»
Ребята, о чем будет следующая рубрика? (на экране фигура Байкала)
Воспитатель предлагает собрать из разрезных картинок Байкал (дети собирают картинку и приклеивают ее на ватман)
На что похож Байкал? (ответы детей) А вы запомнили, как выглядит Байкал?
5 рубрика «Правила поведения на Байкале»
Воспитатель: Очень мы устали, пойдемте отдохнем, представим, что мы пришли на берег Байкала. И что мы видим?
Кто-то тут купался, загорал,
Жег костер, цветы срывал.
Веселились как могли,
Пили квас, консервы ели,
Хороводы, песни пели
И остались на поляне у потухшего костра.
Две разбитые стекляшки,
Банки, бублики, бумажки
Словом, мусора гора!
Воспитатель: Ребята, что мы можем сделать, чтобы природа Байкала всегда радовала нас своей красотой? (ответы детей). А вы убираете за собой, когда ездите отдыхать на Байкал с родителями? Давайте уберем мусор и распределим его по контейнерам.
Наша газета готова и мы можем отправить ее редактору. Как вы думаете, ребята, журналист будет доволен? Благодаря нашей газете он много узнает о Байкале и сможет написать статью об озере Байкал.
Воспитатель: Это камешек из самого озера Байкал, он не простой, а волшебный, кто его в руки возьмет, тот обязательно что-то да вспомнит о Байкале. Например, я помню, что в озере Байкал водится рыбка-голомянка, у которой рождаются живые мальки. А что вы помните?
Дети передают камень друг другу и вспоминают о Байкале.
Комментариев нет:
Отправить комментарий