Конспект НОД «Озеро Байкал — жемчужина Сибири»

Цель: Развитие познавательного интереса к уникальному озеру Байкал.

Задачи:

* Закрепить знания детей об озере Байкал, о его обитателях.

* Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, диалоговую речь; расширять словарный запас.

* Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

* Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Материал:

Слайды и иллюстрации обитателей, эндэмиков озера Байкал, запись шума волн,  грязная вода, чистые стаканы, монетки, ватные диски, воронки, бумажные салфетки, фигуры из бумаги, пластмассовые бутылки, бумага, пакеты.

Предварительная работа:

Беседы об озере Байкал, его обитателях, рассматривание иллюстраций, открыток, слайдов и фотографий. Просмотр познавательного фильма об озере. Чтение сказок, легенд, стихов о Байкале.

Ход занятия:

Воспитатель: Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, читаем:

«Здравствуйте ребята, я редактор газеты, мне нужно выпустить газету о нашем родном крае и об уникальном озере Байкале. А я узнал, что вы много знаете о Байкале, помогите мне, пожалуйста».

Воспитатель: Ну что,  ребята, поможем?

Редактор отправил нам буквы, из которых мы составим название нашей газеты.

Что-то эти буквы не очень красивые. Давайте мы с вами эти буквы заштрихуем, чтобы название газеты было ярким и красивым. Итак, вы становитесь художниками. (Дети штрихуют, воспитатель закрепляет на ватман)

Ребята, давайте придумаем первую рубрику для газеты, посмотрите на экран (на экране силуэт животного)

1 рубрика - "Удивительные животные Байкала"

Для этого вам нужно отгадать загадки:

Бледно-розова, нежна

Студёна вода нужна

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает (голомянка)

Одни пасутся в чистом поле,

Другие плавают на воле.

Одних по всей земле встречали,

Другие водятся в Байкале.

Широкий лоб, приличный хвост,

Как их название- вопрос!

(бычок- широколобка)

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Даёт ухе особый вкус

Байкальский (хариус)

В нежном логове родится

Простудиться не боится

Подрастёт. Начнёт нырять,

Шубку белую менять (нерпа)

Начинается на «о»,

Ох, и любят же его!

Он давно живет в Байкале,

Вы случайно, не слыхали? (омуль)

Ребята, как вы думаете, можно ли пить воду из Байкала? Почему? Почему в Байкале кристально чистая вода, чья это заслуга?

Дети: рачки эпишура (показ слайдов, три раза в год армада рачков очищают воду Байкала, они выполняют своеобразную роль биологического фильтра, проходящая через них вода очищается).

Воспитатель: и не только рачки эпишура очищают воду Байкала. Еще в озере водится байкальская губка. Давайте проведем опыт «Как очистить грязную воду».

На столах стоят стаканы с грязной водой, воронки, ватные диски.

Ребята, мы очистили воду, вся грязь осталась в вате, именно так и фильтруют воду байкальские губки. А как мы можем определить, насколько прозрачна вода? (ответы детей). Бросим монетку или камень, видите, насколько вода чистая и прозрачная, именно такая вода в озере Байкал.

У нас есть конверт с фотографиями животных, давайте и их наклеим.

Ребята, вы хорошо работаете, но на любой работе есть перерыв. и у нас в редакции объявляется перерыв.

Физкультминутка.

Рыбки плавали, ныряли в теплой чистенькой воде.

То согнутся, разогнутся, то зароются в песке. (2-3 раза)

Воспитатель: Перерыв закончен, продолжаем нашу работу над выпуском газеты.

Ребята, чтобы наша газета была интересней, давайте придумаем веселую колонку и предложим нашим читателям немного поиграть.

2 рубрика «Игра «Скажи наоборот»

- Ребята, поиграем в игру «Скажи наоборот». Давайте разберемся, какое наше озеро?

Маленькое – большое (да наше озеро самое большое в мире, недаром его величают не озером, а морем)

Мелкое – глубокое (вот вы видели 5-ый дом, он очень высокий, вот таких домов нужно около 100)

Грязное – чистое (помните в Байкале живут рачки, которые очищают озеро)

Молодое – старое (25 млн. лет, старик Байкал).

Широкое – узкое (узкое похоже на полумесяц, его можно переплыть за несколько часов)

Теплое – холодное (в летнее время мало кто купается, только осенью когда вода прогреется)

Вы справились, ребята (приклеиваем на ватман игру).

3 рубрика «Чудо-лес»

Как назовем следующую рубрику? Внимание на экран (на экране силуэт растения)

Ребята, растения тайги узнали, что мы с вами выпускаем газету о Байкале и очень просят нас написать о них в нашей газете и прислали нам вот эти рисунки. Но одних только рисунков мало. Нам нужно что-то рассказать об этих растениях (воспитатель рассказывает)

А как мы назовем эту рубрику? Назовем ее "Чудо-растения" (Оформляется рубрика)

4 рубрика «Как выглядит Байкал»

Ребята, о чем будет следующая рубрика? (на экране фигура Байкала)

Воспитатель предлагает собрать из разрезных картинок Байкал (дети собирают картинку и приклеивают ее на ватман)

На что похож Байкал? (ответы детей) А вы запомнили, как выглядит Байкал?

5 рубрика «Правила поведения на Байкале»

Воспитатель: Очень мы устали, пойдемте отдохнем, представим, что мы пришли на берег Байкала. И что мы видим?

Кто-то тут купался, загорал,

Жег костер, цветы срывал.

Веселились как могли,

Пили квас, консервы ели,

Хороводы, песни пели

И остались на поляне у потухшего костра.

Две разбитые стекляшки,

Банки, бублики, бумажки

Словом, мусора гора!

Воспитатель: Ребята, что мы можем сделать, чтобы природа Байкала всегда радовала нас своей красотой? (ответы детей). А вы убираете за собой, когда ездите отдыхать на Байкал с родителями? Давайте уберем мусор и распределим его по контейнерам.

Наша газета готова и мы можем отправить ее редактору. Как вы думаете, ребята, журналист будет доволен? Благодаря нашей газете он много узнает о Байкале и сможет написать статью об озере Байкал.

Воспитатель: Это камешек из самого озера Байкал, он не простой, а волшебный, кто его в руки возьмет, тот обязательно что-то да вспомнит о Байкале. Например, я помню, что в озере Байкал водится рыбка-голомянка, у которой рождаются живые мальки. А что вы помните?

Дети передают камень друг другу и вспоминают о Байкале.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий