Конспект образовательной деятельности по экологии «Синичкин день» в старшей группе

Цель: продолжать знакомить детей с культурой русского народа, дать детям представление о русском народном празднике «Синичкин день». 

Задачи:

1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.

2. Научить распознавать птиц по характерным внешним признакам.

3.Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах.

1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.

2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.

Интеграция образовательных областей: познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, кормушки, муляжи птиц, блюдца с семечками, салом, ягодами рябины, хлебными крошками.

Предварительная работа: рассматривание плакатов, иллюстраций  с изображением птиц; чтение художественной литературы по тематике; чтение и заучивания пословиц и поговорок; разучивание стихотворений  о синицах; изготовление кормушек с детьми и родителями.

Ход  НОД.

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?

Дети: Да.

Воспитатель: А вот куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём. (Лес.)

Дети отгадывают загадку. Проходят к интерактивной доске, где изображён лес.

Воспитатель: А в какой лес мы с вами попали? Кругом разноцветные листья, пожухлая трав?

Дети: В осенний лес.

Воспитатель:

Здравствуй, лес! Чудесный, лес!

Полон разных ты чудес!

Кто в твоей глуши таится?

Может зверь, а может птица?

Воспитатель: Ребята, как природа приготовилась к зиме? (ответы детей)

Птицы зимой не спят, часть птиц – улетает в тёплые края, часть осталась около нашего жилья? Почему? (ответы детей).

Как называются птицы, которые остались на зиму?

А которые улетели на юг?

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц в нашем лесу. Птицы предлагают нам поиграть с ними. Поиграем? Нужно будет разместить птиц на 2 группы – зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц - под солнышком.

Дидактическая игра (на интерактивной доске): «Одинаковые, но разные».

Воспитатель: Хорошо вы знаете зимующих и перелётных птиц.

Сегодня мы поговорим об одной зимующей птичке. А вот о какой мы сейчас узнаем.

Загадка.

Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться,

Угощения наше ей снится.

Прилетает к нам часто… (синица).

С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.

 В народе говорили :

 «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». 

« Синичка – воробью сестричка».

 «Хвалилась синица хвостом море зажечь».

 «Невелика синица, голосок востёр».

Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом? Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно. Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.

А сейчас послушайте стихотворение про синиц.

Ребенок : 

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится,

Клювиком в моё стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Воспитатель: ребята, давайте поиграем с вами в интересную игру «Прилетели птицы». Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно похлопать в ладоши. Начинаем. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети хлопают.

Воспитатель: Что неправильно?

Дети: мухи.

Воспитатель: А мухи- это кто?

Дети: Мухи-это насекомые.

Воспитатель: прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети хлопают. Игра продолжается.

Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, стрижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы.

Воспитатель: Ребята, синичка очень дружелюбная птичка и однажды она прилетит к вам со своими друзьями. А с какими, вы узнаете  из игры, которая называется «Угадай по части птицу».

Воспитатель показывает детям картинки с изображением  птиц, прикрытые листками бумаги с «окошками». Объясняет, что в окошко им будет видна часть той или иной знакомой птицы и по ней они должны угадать, что за птица нарисована на картинке. В-ль подводит детей к выводу, что через окошки они видели характерные особенности птицы- то, что отличает одну птицу от другой.(чёрный длинный хвост и белый бок, красная грудка, «красная шапочка»-мощный клюв и т. д).

Воспитатель: молодцы ребята, птичкам так понравилось, как вы узнаёте птиц и они предлагают спеть с ними. Хотите?

Дети: да 

Дети выполняют аппликацию «Птичка-синичка»

Проводится игра «Десять птичек стайка»

Как мы можем помочь птицам зимой? Ответы детей (смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц).

 Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;

Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель:  Наша задача, ребята, не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать.

Ребята! Мы с вами сделали нужное и полезное дело накормили птиц, а они в свою очередь отблагодарят нас своим прелестным щебетанием да и просто своим присутствием.


Комментариев нет:

Отправить комментарий