«Сохраним планету Земля»

 Конспект НОД в подготовительной группе  по экологии

Воспитатель: Аранзаева В.С.

Цель: Формирование ответственного отношения  к окружающей среде у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: Формировать у детей первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. Дать элементарные знания и представления о природе и природных явлениях. Расширять и углублять знания детей о роли природы в жизни человека.

Развивающие: Развивать кругозор, мышление, умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения. Развивать коммуникативные умения, связную речь, умение вести диалог.

Воспитательные: Воспитывать интерес к природе и проблеме ее охраны. Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках; беседы, загадывание загадок, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: глобус, проектор, ноутбук, цветы для поляны, книга жалоб, маски экологических персонажей, аудиозапись звуков природы, макет дерева, игрушка птицы, корзинки, зелёная ткань для полянки, макет земли.

Ход занятия:

1.Организационный момент (дети заходят, становятся в круг)

Воспитатель: Здравствуйте,  дети!

1 ребёнок: Взгляни на глобус – шар земной –

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

«Ты береги нас, береги!»

2 ребёнок: В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

3 ребёнок: Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

4 ребёнок: Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим, не солги.

«Ты береги нас, береги!»

Воспитатель: Ребята, о чём говорит поэт в этом стихотворении?

Ответы детей.


2.Основная часть.

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о бережном отношении к природе. Ребята, а что такое природа?

Дети: Это лес, деревья, реки, моря, почва, воздух.

Воспитатель: Да, ребята, это поля и луга, солнце и небо, почва и воздух, все живое. И человек тоже часть природы. Природа – это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека.

Воспитатель: Для чего человеку нужна природа?

Дети: Чтобы жить, дышать, питаться, любоваться.

Воспитатель: Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни.

Воспитатель: Ребята, когда я утром шла в детский сад, то я встретила почтальона, и он передал мне письмо. Я очень хотела посмотреть и прочитать от кого оно, но я решила дождаться вас. Давайте, вместе посмотрим от кого оно. Письмо пришло от планеты Земля в детский сад «Теремок» в группу «Радуга». «Здравствуйте, добрые дети! Я Земля, я в беде, я не в силах исправить все, то зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух. Я не могу справиться со всем мусором, который разбросал по земле человек. У меня много цветов, рек и лесов, но их становится всё меньше и меньше. У нас есть время, чтобы спасти меня и самих себя, только вы сможете сделать это».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сможем мы спасти природу нашей планеты? (Да). Давайте мы сейчас с вами встанем в кружок и отправимся в гости к природе. Но сначала я предлагаю вспомнить правила поведения на природе, играя в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действия, если действие правильное, хлопаем 3 раза, если плохое, то все вместе топаем!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Воспитатель: Правила поведения в природе вы помните. Тогда в путь! Давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмёмся за руки, закроем глаза и дружно скажем: Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей. (Звучит музыка «Звук ветра»)

Воспитатель: Посмотрите, ребята мы с вами оказались в лесу. Какой воздух в лесу?

Дети: Чистый, свежий.

Воспитатель: Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе?

Дети: Да, отличается

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.

Воспитатель: Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!

Дыхательная гимнастика

Воздух свежий мы вдыхаем,

Руки к солнцу поднимаем.

Выдохнули, опустили

И ещё раз повторили.

Воспитатель: Ребята, посмотрите: на пенёчке лежит книга. Давайте её поближе рассмотрим. 

Много жалоб накопилось

У природы на людей.

Воды речек замутились,

Пересох в лесу ручей.

Стали сохнуть липы, клены,

На обочинах дорог.

Скоро свои птичьи песни

Соловей нам не споет.

Воспитатель: Ребята, что это за книга? Юля, прочитай её название?

Дети: Книга жалоб.

Воспитатель: Люди часто ведут себя в природе неправильно и не осторожно,  наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Давайте мы вместе с вами полистаем её. Открываем первую страницу. Здесь у нас картинка, что, вы видите на ней? (мусор). Да, грязный, грязный лес. Как, вы думаете, кто это сделал? (люди). Совершенно верно, кто-то пришёл на полянку, разбросал мусор и не убрал за собой. Давайте, мы вместе с вами ребята, поможем нашей планете и соберем весь мусор, которые оставили люди на полянке.


Дети собирают мусор в корзинки


Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами собрали весь мусор. И наша полянка, стала какая?

Дети: Чистая.

Воспитатель: Отсюда вытекает первое правило поведения в лесу, какое это правило? Соня, расскажи

Дети: В лесу играйте и гуляйте, 

Но мусор там не оставляйте –

Когда лес чист, красив, опрятен,

То отдых в нём вдвойне приятен.

Воспитатель: Совершенно верно, когда лес чистый и опрятный, то нам там и находиться приятно. А в книге жалоб у нас открылась следующая картинка, что на ней?

Дети: Чистый лес.

Воспитатель: Потому что мы помогли нашей полянке стать чище. Открываем следующую страницу книги жалоб. Что здесь мы видим?

Дети: Гнездо.

Воспитатель: А чьё это гнездо?

Дети: Птичье.

Воспитатель: А что с ним произошло?

Дети: Оно упало и разбилось.

Воспитатель: Как вы думаете, кто это сделал?

Дети: Человек.

Воспитатель: Опять человек? (Звучит голос птицы). А кто это нас с вами зовёт на помощь.

Дети: Птичка. (под деревом сидит птичка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, действительно, наша птичка выпала из гнёздышка. Федя, помоги птичке, найди гнёздышко и верни её в свой домик. Посмотрите, ребята, птичка должна сидеть в своём гнёздышке, в своём тёплом местечке. А давайте теперь, всех птиц, которые находятся на мольберте, поместим на наше дерево. Только для этого нам надо сначала попробовать отгадать, чей голос звучит в лесу. (Звучит голос орла, вороны, кукушки, совы, синички, голубя)

Воспитатель: Ребята, какое следующее правило поведения в лесу вытекает из этого всего?

Дети: Не разорять гнёзда.

Воспитатель: Маша, выйди, расскажи про это правило.

Дети: Дети запомнить должны и понять:

 Гнёзда у птичек нельзя разорять!

Воспитатель: Совершенно верно, человек должен заботить о птичках, о животных, о насекомых. Если мы будем заботиться о них, они нам тоже подарят, очень много радостей. Посмотрите, открывается еще одна картинка. Что вы видите?

Дети: Птенчики, радуются, что они живут у себя в гнёздышке.

Физкультминутка:

Руки подняли и помахали-

это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

Воспитатель: Но, в «Книге жалоб» есть ещё страница. Перевернем её. Что здесь, ребята, вы видите?

Дети: Букет цветов. В лесу срывать цветы нельзя.

Воспитатель: Да, ребята в лесу срывать цветы нельзя. Давайте мы с вами сейчас покажем поучительную сказку, о том, как нельзя вести себя с цветочками в лесу.

Ведущая: В поле солнышко играет,

Оживилось всё кругом,

И цветы в росе сияют

Тихим ласковым огнём.

(На полянку выбегают 2 девочки)

1-я девочка: Сколько здесь цветов, букашек,

Потопчу –ка, я траву

И большой букет ромашек

Я домой себе сорву!

2- я девочка: Колокольчик голубой,

Нежный, ласковый такой,

Колокольчики не рви,

Потому что все мои!

Голоса цветов: Ой, не рвите, дети нас,

Пригодимся мы для вас!

Ведущая: Дети не послушались,

Все цветы сорвали

И с охапками цветов

Быстро убежали.

(девочки убегают)

Зайки это увидали,

На полянку прискакали.

Заяц 1: Ой, беда, беда, беда!

На полянке №2

Нет ни одного цветка,

Все исчезли семена.

Ведущая: Прилетела тут пчела,

Закружилась, как юла!

Пчёлка: Я жужжу, я жужжу,

В улей мёд свой приношу,

Я трудилась, как могла,

Собирая мёд,

Нет цветочков,

И пчела тоже пропадёт.

Мёда нет и негде взять,

Полечу цветы искать.

Ведущая: Прилетела птичка,

Птичка - невеличка.

Птичка: Зайки, что вы нынче грустные?

Ой, как на полянке пусто!

Зайка 2: Ох, беда, беда, беда!

На полянке №2

Нет ни одного цветка,

Все исчезли семена,

Вытоптана травушка,

Травушка – муравушка

Птичка: Да в каком же я краю?

Луг родной не узнаю!

Насекомые пропали,

Разбежались, кто куда,

Чем кормить птенцов, не знаю,

Все исчезли семена

Если я сорву цветы,

Если ты сорвёшь цветы,

То исчезнут все поляны,

И не будет красоты!

Ведущая: Тут выходит на поляну 

Очень добрый Мишка,

Держит Миша в своих лапах

С семенами шишку.

Мишка: Вы, зверята, не грустите,

А поляне помогите.

Чтоб поляна № 2

Ожила и расцвела,

Мы пойдём на луг другой

И попросим семена.

Зайка 2: Мы посеем семена на поляне №2,

Пусть растут на ней цветы

Небывалой красоты.

Мишка: Не дадим мы их срывать!

Зайки и птички: Будем вместе охранять!

Воспитатель: Ребята, чему учит нас эта сказка?

Дети: Цветы, полевые рвать нельзя, они завянут.

Воспитатель: Оля, расскажи о следующем правиле поведения в лесу.

Дети: Не надо цветы полевые бессмысленно рвать,

Не надо букеты из них составлять

Завянут букеты…  Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты.

Воспитатель: Да, ребята, цветы рвать нельзя, потому что они очень быстро завянут. Пускай они будут просто радовать глаза людей. После нашей сказки открывается следующая картинка, что на картинке, ребята?

Дети: Поляна цветов, которая радует наши глазки.

Воспитатель: Ребята, мы и только мы, можем спасти и помочь нашей планете Земля. А для того, чтобы она стала ещё красивее, мы сегодня украсим макет нашей земли.

Воспитатель: Мы сейчас с вами будем приклеивать на макет планеты Земля силуэты всего живого.

(На столе на разносах находятся цветы, деревья, животные. Дети приклеивают на макет)

Воспитатель:  Посмотрите, какая красивая стала планета Земля. Здесь у нас с вами живут и животные и птицы разные, и деревья, и цветы. А книга жалоб нам говорит:

 «Ребята, спасибо вам! Оставайтесь друзьями природы, берегите нашу планету. Я – Книга Жалоб хочу, чтобы мои страницы оставались всегда чистыми, чтобы больше никто не жаловался» (голос)

Воспитатель: Ребята, ну а теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад. (Встают в круг) Давайте закроем глаза и скажем: "Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей ." Открываем глаза мы с вами в саду.

Воспитатель: Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать простые правила. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Какую книгу мы листали?

Кому мы помогли? Вы будете защитниками природы?

Ответы детей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий