Конспект НОД в подготовительной группе по экологии
Воспитатель: Аранзаева В.С.
Цель: Формирование ответственного отношения к окружающей среде у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: Формировать у детей первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. Дать элементарные знания и представления о природе и природных явлениях. Расширять и углублять знания детей о роли природы в жизни человека.
Развивающие: Развивать кругозор, мышление, умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения. Развивать коммуникативные умения, связную речь, умение вести диалог.
Воспитательные: Воспитывать интерес к природе и проблеме ее охраны. Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Предварительная работа: наблюдения на прогулках; беседы, загадывание загадок, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: глобус, проектор, ноутбук, цветы для поляны, книга жалоб, маски экологических персонажей, аудиозапись звуков природы, макет дерева, игрушка птицы, корзинки, зелёная ткань для полянки, макет земли.
Ход занятия:
1.Организационный момент (дети заходят, становятся в круг)
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
1 ребёнок: Взгляни на глобус – шар земной –
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
«Ты береги нас, береги!»
2 ребёнок: В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
3 ребёнок: Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
4 ребёнок: Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги.
«Ты береги нас, береги!»
Воспитатель: Ребята, о чём говорит поэт в этом стихотворении?
Ответы детей.
2.Основная часть.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о бережном отношении к природе. Ребята, а что такое природа?
Дети: Это лес, деревья, реки, моря, почва, воздух.
Воспитатель: Да, ребята, это поля и луга, солнце и небо, почва и воздух, все живое. И человек тоже часть природы. Природа – это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека.
Воспитатель: Для чего человеку нужна природа?
Дети: Чтобы жить, дышать, питаться, любоваться.
Воспитатель: Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни.
Воспитатель: Ребята, когда я утром шла в детский сад, то я встретила почтальона, и он передал мне письмо. Я очень хотела посмотреть и прочитать от кого оно, но я решила дождаться вас. Давайте, вместе посмотрим от кого оно. Письмо пришло от планеты Земля в детский сад «Теремок» в группу «Радуга». «Здравствуйте, добрые дети! Я Земля, я в беде, я не в силах исправить все, то зло, которое творит человек. Я не в силах спасти гибнущих зверей и птиц, очистить от дыма и гари воздух. Я не могу справиться со всем мусором, который разбросал по земле человек. У меня много цветов, рек и лесов, но их становится всё меньше и меньше. У нас есть время, чтобы спасти меня и самих себя, только вы сможете сделать это».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сможем мы спасти природу нашей планеты? (Да). Давайте мы сейчас с вами встанем в кружок и отправимся в гости к природе. Но сначала я предлагаю вспомнить правила поведения на природе, играя в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действия, если действие правильное, хлопаем 3 раза, если плохое, то все вместе топаем!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Воспитатель: Правила поведения в природе вы помните. Тогда в путь! Давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмёмся за руки, закроем глаза и дружно скажем: Ветерок подуй сильней, унеси нас в лес скорей. (Звучит музыка «Звук ветра»)
Воспитатель: Посмотрите, ребята мы с вами оказались в лесу. Какой воздух в лесу?
Дети: Чистый, свежий.
Воспитатель: Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе?
Дети: Да, отличается
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.
Воспитатель: Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!
Дыхательная гимнастика
Воздух свежий мы вдыхаем,
Руки к солнцу поднимаем.
Выдохнули, опустили
И ещё раз повторили.
Воспитатель: Ребята, посмотрите: на пенёчке лежит книга. Давайте её поближе рассмотрим.
Много жалоб накопилось
У природы на людей.
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей.
Стали сохнуть липы, клены,
На обочинах дорог.
Скоро свои птичьи песни
Соловей нам не споет.
Воспитатель: Ребята, что это за книга? Юля, прочитай её название?
Дети: Книга жалоб.
Воспитатель: Люди часто ведут себя в природе неправильно и не осторожно, наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Давайте мы вместе с вами полистаем её. Открываем первую страницу. Здесь у нас картинка, что, вы видите на ней? (мусор). Да, грязный, грязный лес. Как, вы думаете, кто это сделал? (люди). Совершенно верно, кто-то пришёл на полянку, разбросал мусор и не убрал за собой. Давайте, мы вместе с вами ребята, поможем нашей планете и соберем весь мусор, которые оставили люди на полянке.
Дети собирают мусор в корзинки
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами собрали весь мусор. И наша полянка, стала какая?
Дети: Чистая.
Воспитатель: Отсюда вытекает первое правило поведения в лесу, какое это правило? Соня, расскажи
Дети: В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен.
Воспитатель: Совершенно верно, когда лес чистый и опрятный, то нам там и находиться приятно. А в книге жалоб у нас открылась следующая картинка, что на ней?
Дети: Чистый лес.
Воспитатель: Потому что мы помогли нашей полянке стать чище. Открываем следующую страницу книги жалоб. Что здесь мы видим?
Дети: Гнездо.
Воспитатель: А чьё это гнездо?
Дети: Птичье.
Воспитатель: А что с ним произошло?
Дети: Оно упало и разбилось.
Воспитатель: Как вы думаете, кто это сделал?
Дети: Человек.
Воспитатель: Опять человек? (Звучит голос птицы). А кто это нас с вами зовёт на помощь.
Дети: Птичка. (под деревом сидит птичка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, действительно, наша птичка выпала из гнёздышка. Федя, помоги птичке, найди гнёздышко и верни её в свой домик. Посмотрите, ребята, птичка должна сидеть в своём гнёздышке, в своём тёплом местечке. А давайте теперь, всех птиц, которые находятся на мольберте, поместим на наше дерево. Только для этого нам надо сначала попробовать отгадать, чей голос звучит в лесу. (Звучит голос орла, вороны, кукушки, совы, синички, голубя)
Воспитатель: Ребята, какое следующее правило поведения в лесу вытекает из этого всего?
Дети: Не разорять гнёзда.
Воспитатель: Маша, выйди, расскажи про это правило.
Дети: Дети запомнить должны и понять:
Гнёзда у птичек нельзя разорять!
Воспитатель: Совершенно верно, человек должен заботить о птичках, о животных, о насекомых. Если мы будем заботиться о них, они нам тоже подарят, очень много радостей. Посмотрите, открывается еще одна картинка. Что вы видите?
Дети: Птенчики, радуются, что они живут у себя в гнёздышке.
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали-
это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Воспитатель: Но, в «Книге жалоб» есть ещё страница. Перевернем её. Что здесь, ребята, вы видите?
Дети: Букет цветов. В лесу срывать цветы нельзя.
Воспитатель: Да, ребята в лесу срывать цветы нельзя. Давайте мы с вами сейчас покажем поучительную сказку, о том, как нельзя вести себя с цветочками в лесу.
Ведущая: В поле солнышко играет,
Оживилось всё кругом,
И цветы в росе сияют
Тихим ласковым огнём.
(На полянку выбегают 2 девочки)
1-я девочка: Сколько здесь цветов, букашек,
Потопчу –ка, я траву
И большой букет ромашек
Я домой себе сорву!
2- я девочка: Колокольчик голубой,
Нежный, ласковый такой,
Колокольчики не рви,
Потому что все мои!
Голоса цветов: Ой, не рвите, дети нас,
Пригодимся мы для вас!
Ведущая: Дети не послушались,
Все цветы сорвали
И с охапками цветов
Быстро убежали.
(девочки убегают)
Зайки это увидали,
На полянку прискакали.
Заяц 1: Ой, беда, беда, беда!
На полянке №2
Нет ни одного цветка,
Все исчезли семена.
Ведущая: Прилетела тут пчела,
Закружилась, как юла!
Пчёлка: Я жужжу, я жужжу,
В улей мёд свой приношу,
Я трудилась, как могла,
Собирая мёд,
Нет цветочков,
И пчела тоже пропадёт.
Мёда нет и негде взять,
Полечу цветы искать.
Ведущая: Прилетела птичка,
Птичка - невеличка.
Птичка: Зайки, что вы нынче грустные?
Ой, как на полянке пусто!
Зайка 2: Ох, беда, беда, беда!
На полянке №2
Нет ни одного цветка,
Все исчезли семена,
Вытоптана травушка,
Травушка – муравушка
Птичка: Да в каком же я краю?
Луг родной не узнаю!
Насекомые пропали,
Разбежались, кто куда,
Чем кормить птенцов, не знаю,
Все исчезли семена
Если я сорву цветы,
Если ты сорвёшь цветы,
То исчезнут все поляны,
И не будет красоты!
Ведущая: Тут выходит на поляну
Очень добрый Мишка,
Держит Миша в своих лапах
С семенами шишку.
Мишка: Вы, зверята, не грустите,
А поляне помогите.
Чтоб поляна № 2
Ожила и расцвела,
Мы пойдём на луг другой
И попросим семена.
Зайка 2: Мы посеем семена на поляне №2,
Пусть растут на ней цветы
Небывалой красоты.
Мишка: Не дадим мы их срывать!
Зайки и птички: Будем вместе охранять!
Воспитатель: Ребята, чему учит нас эта сказка?
Дети: Цветы, полевые рвать нельзя, они завянут.
Воспитатель: Оля, расскажи о следующем правиле поведения в лесу.
Дети: Не надо цветы полевые бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять
Завянут букеты… Погибнут цветы…
И больше не будет такой красоты.
Воспитатель: Да, ребята, цветы рвать нельзя, потому что они очень быстро завянут. Пускай они будут просто радовать глаза людей. После нашей сказки открывается следующая картинка, что на картинке, ребята?
Дети: Поляна цветов, которая радует наши глазки.
Воспитатель: Ребята, мы и только мы, можем спасти и помочь нашей планете Земля. А для того, чтобы она стала ещё красивее, мы сегодня украсим макет нашей земли.
Воспитатель: Мы сейчас с вами будем приклеивать на макет планеты Земля силуэты всего живого.
(На столе на разносах находятся цветы, деревья, животные. Дети приклеивают на макет)
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая стала планета Земля. Здесь у нас с вами живут и животные и птицы разные, и деревья, и цветы. А книга жалоб нам говорит:
«Ребята, спасибо вам! Оставайтесь друзьями природы, берегите нашу планету. Я – Книга Жалоб хочу, чтобы мои страницы оставались всегда чистыми, чтобы больше никто не жаловался» (голос)
Воспитатель: Ребята, ну а теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад. (Встают в круг) Давайте закроем глаза и скажем: "Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей ." Открываем глаза мы с вами в саду.
Воспитатель: Чтобы сохранить природу, мы должны соблюдать простые правила. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Какую книгу мы листали?
Кому мы помогли? Вы будете защитниками природы?
Ответы детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий