понедельник, 20 марта 2023 г.

Роль музыки в экологическом воспитании детей

Душа ребенка как растение: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко и семечко проросло. Всем нужна забота и деревцу, и цветку, и бабочке, и муравью, и человеку. Душа ребенка – это росток. Чтобы из семечка вырос цветок - много потратится сил и тепла, нежного слова, улыбок, добра!

       Музыкальная деятельность привлекательна для ребенка. Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности и к эмоциональному восприятию окружающего мира. Не случайно тема природы с давних времен привлекала музыкантов. Тема природы по-разному появлялась в поэзии и музыкальных произведениях в разные отрезки времени. Завывание вьюги, шум грозы и дождя, пение птиц, журчание ручейка и шум моря- все эти звуки нам подарила природа. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания.

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Сложная экологическая обстановка в мире, её тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания- всё это вызывает необходимость экологического образования детей с самого раннего возраста.

Экологическое воспитание дошкольников имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в личности человека, вместе с этим к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения- работники дошкольных учреждений, родители детей, а так же их близкие родственники (бабушки, дедушки, что безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления). Для того чтобы этот процесс стал еще более увлекательным и познавательным, целесообразно использовать средства музыкального воспитания в формировании их экологических знаний.

Через природу ребенок приобщается к широкому кругу общечеловеческих ценностей. Среди них – познавательная ценность: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом.

Ценности преобразования: возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.

Ценности переживания: ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникает ее красотою, близостью ко всему живому, чувствует свою общность с предметами и явлениями окружающего мира и одушевляет их. Условием для этого служит любознательность ребенка, которая направляется взрослым к объектам все более-более сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка

в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. При этом взрослый дает каждому ребенку почувствовать себя «ответственным лицом», причастным к происходящему.

Музыкальное воспитание и развитие не являются самоцелью в детском саду. Это лишь средство развития потенциальных возможностей детей. Поэтому разные виды музыкальной деятельности следует вводить в интегрированной форме.

Слушание музыки и стихов о природе – полезные элементы экологического воспитания ребенка. Дети более эмоциональны, чем рациональны, а музыка и поэтическое слово непосредственно воздействуют на их эмоции. Следовательно, при помощи музыки ребенку легче объяснить, что все растущее и движущееся вокруг нас – живое, требующее к себе бережное отношение.

Познание объекта природы начинается с наблюдения, которое проводит воспитатель. Затем эти наблюдения дополняются прослушиванием музыки, художественным словом, картинами, образными движениями (“Падают снежинки”, “Ходит котик”). Таким образом, музыка выступает как эмоциональный помощник, дополняет, уточняет увиденное детьми.

Экологическая тематика проходит через все вилы музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры. Игра на детских музыкально-шумовых инструментах. 

Все виды музыкальной деятельности между собой взаимосвязаны и могут как бы «перетекать» один в другой.

Музыка изобразительна и выразительна, она даёт детям. представление об окружающем их мире. Музыкальные пьесы, песни, инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой – либо картине природы, времени года, развивают у детей эстетические чувства, музыкальность, образную речь (применение эпитетов, сравнений, характеризующих образы природы, животных, птиц насекомых).

Перед слушанием музыкального произведения, песни экологического содержания, использую художественное слово, иллюстрации (т. е прослеживаются межпредметные связи).

Закрепляются знания детей народными приметами, обращая внимание детей на погоду за окном: «Посмотрите в окно, что происходит с природой весной; какая сегодня погода; по каким приметам узнаете это время года?» Музыка помогает детям познать красоту природы, ощутить любовь ко всему живому. Услышать в музыке пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, значит мысленно увидеть и лес, и речку, ощутить дуновение ветерка, запахи земли.

Музыка занимает значительное место в методике экологического воспитания.

Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания разнообразны, однако они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими, положительными чувствами, которые вносит музыка. 

Музыкальный руководитель: 

                                                                  Пешкова Мария Николаевна

                                                                                                                        Март 2023г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий