воскресенье, 21 сентября 2025 г.

«Формирование экологического сознания (мышления) в дошкольном возрасте»

Важнейшим условием сохранения природных ресурсов Земли является просвещение людей в вопросе охраны окружающей среды, экологическое воспитание всего населения и особенно молодого подрастающего поколения. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а ее часть.    

   Экологическое сознание – это общественное сознание, которое отражает взаимоотношения человека с природой в динамике их развития. Авторы указывают, что экологическое сознание может складываться двумя путями: стихийным или сознательным, которое формируется посредством целенаправленного воспитания и образования.

   Формирование экологического сознания, мышления – это длительный процесс. Началом формирования экологического мышления личности по праву можно считать дошкольное детство, т.к. в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные  впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.

    Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В дошкольном  воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Позиция доктора биологических наук Т.В. Потаповой показывает, что: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько о формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим или сберегающим образом».

    Критерием, показателем зрелости экологического мышления человека любого возраста (от дошкольника до взрослого) можно считать различные осознанные действия и поступки человека, направленные на сохранение природы, на защиту ее от разрушения.  Это время в равной степени распространяется  как на конкретные  поступки ребенка от отношения к растениям, животным, находящимся в сфере его досягаемости, так и на индивидуальное поведение взрослого (например, отдыхающего на природе) и т.д.

    Таким образом, рассуждения об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры на данном этапе развития общества и его взаимодействия с природой имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания. Экологическое воспитание дошкольников по своему содержанию шире, чем природоохранная работа в детском саду. Она строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу. Его итогом является приемлемый для дошкольников уровень осознанного отношения к живому, природе, выраженный в положительных эмоциональных реакциях, словесном сочувствии, действенной готовности прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются. 

                                                                                             Надежда Черных


Комментариев нет:

Отправить комментарий